logo
logo

Часть денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, представляет собой финан­совые отношения. Они многообразны, поскольку каждый из учас­тников рынка вносит свой особый вклад в образование денежных фондов и претендует на соблюдение именно своих интересов. Од­нако реализация интересов одного субъекта рынка затрагивает де­нежные интересы множества других людей. Подобного рода хо­зяйственные связи покоятся на взаимозависимости и субордина­ции. Взаимозависимость различных сторон финансовых отноше­ний образует финансовую систему.

В финансовой системе выделяют ее ведущий блок — государ­ственные финансы, через них перераспределяется значительная часть ВВП. В государственных финансах ведущую роль играет го­сударственный бюджет. Региональные власти могут иметь свои бюджеты — бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Особое финансовое звено образуют специальные правительствен­ные внебюджетные фонды (фонды государственного социального страхования и различные целевые фонды).

В чем состоит суть государственного бюджета и политики, которой подчиняется его формирование и использование?

Государственный бюджет — годовой план доходов государства и его расходов. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованиям жить по средствам. Доходная часть госу­дарственного бюджета формируется в основном за счет налого­вых поступлений и различного рода доходов государства, в том числе прибыли государственных предприятий. В рыночной эко­номике основной статьей доходов является подоходный налог с населения (до 80%). Расходная часть бюджета в странах разви­того рынка предполагает выделение средств на социальные нуж­ды (не менее 50% всех расходов), на поддержание, обороноспособ­ности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие ин­фраструктуры. Структура расходных частей бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в со­ответствии с концепцией экономической политики.

Как расходная, так и доходная части бюджета используются государством для финансирования условий, обеспечивающих наи­лучшее развитие своей страны. Долговременная стратегия финан­сирования экономического роста реализуется в особой политике, получившей название бюджетно-налоговой (фискальной). Фис­кальная политика может быть как стимулирующей, так и сдержи­вающей. Стимулирующая применяется, когда страна нуждается в экономическом подъеме. В этом случае рост ВВП может подсте­гиваться увеличением государственных расходов и сокращением налогов. Но в условиях экономического бума государство пытается сдержать нарастание диспропорций и проводит уже сдерживающую бюджетно-налоговую политику, при которой государственные рас­ходы обычно сокращаются, а налоги могут и возрасти.

Какие функции выполняют государственные финансы?

Их три: контрольная, мобилизационная и распределительная.

Контрольная функция проявляется лишь в той части, в какой хозяйствующие субъекты используют государственные средства и платят налоги. Мобилизационная обеспечивает поступление средств для государственных нужд. Распределительная функция свя­зана с перемещением доходов от непосредственных производителей в иные сферы хозяйства и между различными группами населения.