logo
logo

Налогово-бюджетная (фискальная) политика строится на базе использования двух экономических регуляторов: налогов и государ­ственных расходов. Они могут использоваться в различных сочета­ниях, по-разному воздействуя на экономический рост, занятость и инфляцию. Оба рычага связаны между собой. Между ними име­ется прямая и обратная зависимости. Государственные расходы за­висят от объема собранных налогов. В свою очередь, разумное ис­пользование государственных расходов может дать толчок произ­водству и соответственно обеспечить рост налоговых поступлений.

Что показывает мультипликатор государственных расходов и как он определяется?

Мультипликатор государственных расходов (Mg) показывает степень возрастания ВВП (Y) в результате совершенных государ­ственных закупок (G).

Mg= Y: G.

Государственные закупки ведут к увеличению доходов у тех субъектов, кто продал государ­ству свою продукцию или услуги. Полученные продавцами деньги (доходы) увеличивают совокупный спрос и расширяют емкость рынка. Появляется возможность новых частных покупок, в ре­зультате которых получают доходы уже другие продавцы. За счет этих доходов вкладываются инвестиции и расширяется объем потребления. В результате образуется позитивный множительный эффект.

В результате этого эффекта прирост ВВП оказывается большим по сравнению с государственными расходами, которые дали ему толчок. Этот мультипликатор получил название простого мультипликатора Кейнса. Его величина обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению (MPS).

Mg = 1: MPS.

Он отражает ситуацию, при которой мультипликативный эффект оказывается большим, если меньшая часть дохода оседает в сбе­режениях.

Что показывает налоговый мультипликатор и как он определяется?

Налоговый мультипликатор (Mi) показывает степень измене­ний в экономике, вызванных увеличением или уменьшением на­логов. Динамика налогов и ВВП происходит в противоположных направлениях.

При росте налогов сокращается потребление. Продавцы, имея меньший объем доходов, в свою очередь, сокращают свой спрос, лишая возможности других продавцов увеличить свои доходы и т.д. Таким образом, рост налогов создает множительный эф­фект сжатия ВВП. Однако выросшие налоги уменьшают не толь­ко совокупное потребление, поэтому отрицательный мультипли­кативный эффект дает только та часть прироста дохода, которая тратилась бы на потребление.

Почему дискреционная налогово-бюджетная (фискальная) политика дополняется использованием встроенных стабилизаторов экономики?

Дискреционная фискальная политика действует в течение опре­деленного срока и в рамках решений правительства относительно изменения величин государственных расходов и налогов. Такая политика обычно дополняется непрерывной или недискрецион­ной политикой, работающей на основе «встроенных» (автомати­ческих) стабилизаторов. Они позволяют снизить амплитуду цик­лических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к специальным правительственным указаниям.

В качестве таких стабилизаторов обычно выступает прогрес­сивная шкала налогообложения, система государственных транс­фертов (в том числе страхование по безработице), индексация за­работной платы и др. Во время подъема доходы растут и привя­занные к ним налоговые ставки возрастают, что ведет к приросту налоговых поступлений и сдерживает скорость темпов роста эко­номики, оберегая ее от так называемого перегрева (росту диспропорций). Во время спада доходы падают, они попадают в группу более низких ставок налогообложения. Тяжесть налогообложения снижается, что предотвращает нарастание спада.