logo
logo

Одной из форм организации денежно-кредитной политики является таргетирование инфляции, которое рассматривается как один из способов борьбы с инфляцией. Таргетирование — уста­новление центральным банком количественно определенных це­левых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита.

Инфляционное таргетирование не сводится к простому уста­новлению количественных параметров инфляции на определенный срок. Оно требует системы мер, включающих:

  • публичное провоз­глашение плановых показателей инфляции;
  • заключение ценовых соглашений для обеспечения ценовой стабильности;
  • стратегию, опирающуюся на новые формы и обладающую большей гибкостью и толерантностью по отношению к способам достижения конечной цели;
  • оповещение общественности и рынков о целях и планах регулирующих органов; повышение ответственности регулирую­щих органов за достижение плановых показателей.

Условиями перевода денежно-кредитной политики в режим таргетирования инфляции являются: способность центрального банка проводить независимую денежную политику и предоставле­ние ему свободы в выборе инструментов при достижении уста­новленных плановых темпов инфляции, возможность у управ­ляющих органов моделировать и предсказывать инфляцию, оце­нивать временные лаги денежно-кредитной политики.

Каковы особенности антиинфляционной политики в России?

Денежно-кредитная политика в начале переходного периода характеризовалась противоречивыми тенденциями. Происходив­шее в 1992 г. наращивание денежной массы было вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Номинальный рост денежного предложения в этот период был предопределен режимом предреформленных лет, приведшим к резкому повыше­нию уровня цен в конце 1991 — начале 1992 гг. Кризис неплате­жей в первые годы реформ в нашей стране также выступал фак­тором наращивания номинального предложения денежной массы.

Немалую роль в наращивании денежной массы в этот период сыграли субъективные причины — распределение политических сил. Поэтому, даже оставаясь в рамках курса на финансовую ста­билизацию, невозможно было сразу отказаться от денежной эмис­сии.

Особенностью антиинфляционной политики в России яви­лось то, что впервые в мировой практике для сдерживания темпа инфляции была применена дефляционная политика в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. В индустриаль­но развитых странах дефляция применяется в условиях «перегре­ва» экономики, и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.

Одной из причин рассмотренной выше антиинфляционной по­литики стало возведение в ранг официальной догмы монетарист­ской концепции инфляции. Но, как свидетельствует мировой опыт, нельзя ограничиваться мерами воздействия лишь на моне­тарные факторы инфляции путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские методы борьбы с инфля­цией не учитывают ее многофакторность, подрывают основы на­циональной экономики России. Августовский кризис 1998 г. по­казал несостоятельность монетаристских методов борьбы с инфляцией в нашей стране.

Для сдерживания инфляции в России требуется комплексная антиинфляционная политика, целью которой должно стать не по­давление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономиче­ской безопасности. Поэтому первоочередной антиинфляционной мерой является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах. Также следует закрепить наметившиеся в 1999 г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение до­ходов госбюджета, повышение собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение российской экономики. Необходимо тратить непроизводственные расходы на управление.

Специфическим для России направлением антиинфляцион­ной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяй­стве, нормализация денежных расчетов путем ликвидации взаим­ной задолженности предприятий друг другу и бюджету.

Не менее важно совершенствовать структуру денежной массы.

Низкая насыщенность ВВП рублевой массой стимулировала вы­пуск денежных суррогатов, обслуживающих хозяйственный оборот.

Важное место в антиинфляционной политике Российского правительства принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополни­тельной эмиссии денег при прочих равных условиях.

Составляющей стратегии подъема национальной экономики, а следовательно, и направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. В 2000 г. в целом завершен первый этап реструктуризации бан­ковской системы. Перспективы развития банковской системы во многом зависят от ее рекапитализации, которая в настоящее вре­мя протекает медленно; от эффективности банковского надзора и контроля, для которого требуются квалифицированные кадры и полная компьютеризация банковской отчетности.

На инфляционный процесс влияет и состояние фондового рынка, который требует совершенствования.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разра­ботки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований. Концепция валютной стратегии должна учитывать отношение России к основополагающим принципам валютной мировой сис­темы, к региональным валютным системам, к Экономическому и Валютному Союзу.

Для восстановления доверия к рублю следует упрочить поли­тическую стабильность в стране, преодолеть кризис государствен­ности.