logo
logo

Равновесный национальный продукт обеспечивается установле­нием равновесной совокупной цены на произведенный продукт, что графически иллюстрирует точка пересечения кривых сово­купного спроса и совокупного предложения (AD = AS). Как уже было указано, достижение равновесного объема в условиях ограниченности ресурсов является целью экономической политики любого государства, так как все основные проблемы общества так или иначе связаны с длительным несовпадением совокупного спроса и совокупного предложения. Оно, в свою очередь, означа­ет либо дефицитность благ, либо их излишнее производство.

Что такое общее экономическое равновесие и каковы его предпосылки?

Общее экономическое равновесие (ОЭР) означает соответствие и согласованное развитие всех сфер экономической системы. Наиболее важными предпосылками ОЭР являются:

  • соответствие общенациональных целей имеющимся эконо­мическим возможностям;
  • оптимальное использование всех экономических ресурсов;
  • приведение структуры производства в соответствие со структурой потребления;
  • соответствие совокупного спроса и совокупного предложе­ния на всех четырех типах рынков — товаров, труда, капитала и денег.

Указанные условия описываются с помощью соответствую­щих экономико-математических моделей, основными из которых являются следующие:

  • модель Сэя («доходы-расходы»);
  • модель Дж. М. Кейнса («производство — инвестиции — по­требление»);
  • модель Л. Вальраса;
  • модель Дж. Хикса (модель IS-LM).

Какие факторы оказывают влияние на совокупный спрос?

Факторы совокупного спроса можно разделить на ценовые и неценовые.

Воздействие ценовых факторов заключается в том, что при прочих равных условиях рост уровня цен вызывает сокращение совокупного спроса. Однако следует учесть, что на тесноту и вид связи между объемом производства и уровнем цен оказывают влияние ряд макроэкономических эффектов, в частности эффект процентной ставки. Этот эффект состоит в том, что при постоян­ной денежной массе рост уровня цен вызывает рост спроса на деньги и, следовательно, повышение процентной ставки. Это, в свою очередь, усиливает склонность населения к сбережению и сокращению числа покупок. Удорожание же кредитов сокраща­ет спрос на инвестиционные товары со стороны бизнеса. В итоге вследствие эффекта процентной ставки происходит падение сово­купного спроса.

Противоречиво также влияние на совокупный спрос эффекта Пигу (или эффекта реальных кассовых остатков). Его суть состо­ит в том, что с ростом цен происходит обесценение имеющихся у населения наличных денег и ценных бумаг, снижение покупа­тельской способности и сокращение богатства. Здесь возможны разные варианты потребительского поведения — в зависимости от темпов инфляции: если они незначительны, совокупный спрос подстегивается, если же высоки, то он сокращается. Такого рода эффекты усложняют классическую закономерность обратной за­висимости совокупного спроса от цен на товары и услуги.

К неценовым факторам совокупного спроса можно отнести следующие:

а)  влияющие на личное потребление (С): уровень доходов по­требителей, их прогнозы и ожидания в отношении конъюнктуры, уровень налогов с потребителей, психофизиологические факторы;

б) влияющие на инвестиционные расходы (У): уровень про­центных ставок, ожидаемый бизнесом уровень прибыли, уровень налогов, изменения в технологии производства, научно-техниче­ский прогресс.

в)  влияющие на объем государственных закупок (G): измене­
ния в структуре государственных расходов, социальной и внеш­ней политике, принятие различных государственных программ, политические сдвиги;

г) влияющие на объем чистого экспорта (А): изменения во внешнеторговой политике, протекционизм; уровень националь­ного дохода в странах-импортерах, уровень валютных курсов.