logo
logo

В соответствии с классической экономической теорией объем планируемых инвестиций функционально связан с величиной ре­альной процентной ставки: так, с ее понижением в результате роста предложения денег снижаются издержки на инвестиции, кредитные ресурсы, и предприятия начинают больше инвестировать. И наобо­рот, повышение ставки процента приводит к удорожанию инвести­ций или, иными словами, к снижению их доходности и сокраще­нию спроса на них. Общий спрос на инвестиционные ресурсы мож­но рассматривать как сумму всех инвестиционных решений (бизнес-проектов) предприятий и фирм национальной экономики.

Изменение спроса на инвестиции может происходить под действием всех факторов, способных повлиять на ожидаемую прибыль: ожидания предпринимателей, основанные на прогнозе будущей конъюнктуры рынка; уровень цен; изменения в эконо­мической политике, прежде всего в фискальной; изменения в стоимости капитала и его обслуживания, топливно-энергетиче­ских ресурсов, а также факторы научно-технического прогресса.

Предложение инвестиций определяется процессом сбережения.

Что такое мультипликатор как экономическое явление?

Понятие «мультипликатор» введено в экономическую теорию в 1931 г. Р. Каном. Он обратил внимание на то, что затраты на общественные работы, организованные Рузвельтом для сокраще­ния безработицы, привели к мультипликационному эффекту за­нятости, т.е. появлению вторичной, третичной занятости и т.д. В итоге первоначальные затраты привели к увеличению покупа­тельной способности в других слоях населения.

Сущность мультипликатора уточнил Дж. М. Кейнс. По его мнению, происхождение этого эффекта обусловлено спецификой взаимосвязи между величиной располагаемого дохода и объемом потребления, а именно предельной склонностью к потреблению (MPQ). Последняя определяет поведение потребителей таким об­разом, что в случае сокращения реального дохода они снижают свое потребление в той же пропорции. Подобные действия потре­бителей усиливают последствия любого рода изменений величи­ны плановых инвестиций. Мультипликатор может быть исчислен как коэффициент, отражающий зависимость изменения чистого национального продукта (ЧИП) от изменения инвестиций, или одновременно как величина, обратная предельной склонности к потреблению (MPS).