logo
logo

Два встречных потока товаров и услуг образуют экспорт и им­порт каждой страны. Экспорт — это продажа и вывоз товаров за границу, импорт — покупка и ввоз товаров из-за рубежа. Раз­ность стоимостных оценок экспорта и импорта образует торговое сальдо, а сумма этих оценок является внешнеторговым оборотом.

Из каких сегментов состоит современный мировой рынок?

В процессе развития мировой рынок четко выделил две со­ставляющие: рынок базовых товаров и рынок готовых изделий.

Все развивающиеся страны, специализирующиеся в основном на вывозе сырья и трудоемких товаров, торгуют на рынке базовых товаров. Здесь основную часть своего экспорта продает и Россия. Конкурентоспособность таких товаров зависит в основном от двух факторов: качества и издержек на производство, транспорти­ровку и хранение. Так как качество аналогичных товаров прибли­зительно одинаково, то фактором ценообразования становятся издержки. И в результате ценовой конкуренции побеждает стра­на, у которой выше производительность труда, ниже заработная плата, лучше оснащено или организовано производство. Так что и на этом рынке конкуренция достаточно жесткая. В современ­ных условиях она еще усиливается в связи с тем, что сокращается доля этого рынка в общем объеме продаж, а количество участни­ков увеличивается за счет стран с переходной экономикой, и пре­жде всего — бывших союзных республик.

Второй сегмент мирового рынка — рынок готовых товаров. В настоящее время он также расслаивается на три четко очерчен­ных уровня: низший, средний и высший. Критерием для их выделе­ния послужил уровень технологичности продукции. На низшем уровне рынка идет торговля продукцией черной металлургии, конструкционными материалами, текстилем, швейными изделиями, обувью и другой продукцией легкой промышленности. На сред­нем уровне торгуют станками, транспортными средствами, рези­нотехническими и пластмассовыми изделиями, продуктами ос­новной химии и деревообработки. На высшем уровне продаются аэрокосмическая техника, автоматизированное конторское обору­дование, информационная техника, электроника, продукция фар­мацевтических отраслей, точные и измерительные приборы, элект­рооборудование. Рынки последнего уровня являются наиболее перспективными и развиваются значительно более быстрыми темпами, чем другие. Здесь идет ожесточенная конкуренция меж­ду развитыми странами, строящими свою экономику на высших достижениях современной НТР и не заинтересованными в появ­лении на этих рынках новых конкурентов.