logo
logo

Передача технологии обычно осуществляется двумя способа­ми: коммерческим и некоммерческим.

Некоммерческая передача технологической информации осу­ществляется через массу специальной литературы, справочники, патенты. Этому процессу способствует также проведение конфе­ренций, семинаров, симпозиумов, выставок, многие из которых являются регулярными или постоянно действующими. Миграция ученых между странами, обучение, стажировки, практика ученых и специалистов сопровождаются, как правило, передачей значительной информации в области новых знаний и открытий.

Коммерческая передача идет через рынок технологий, который возник под воздействием современной НТР. На этом рынке тех­нология превращается в товар. Товарная форма технологии пред­полагает ее выход на рынок в форме патента, ноу-хау, производ­ственного опыта, отдельных образцов оборудования и пр. Эти то­вары могут продаваться отдельно, но наибольший эффект дает покупка пакета новшеств. Так, при покупке нового оборудования одновременно покупаются и пакет сопроводительной документа­ции, специальные инструменты и приспособления. Фирма-по­ставщик устанавливает новое оборудование, осуществляет его на­ладку, пуск, передает свое ноу-хау, гарантирует в течение опреде­ленного времени ремонт.

Коммерческие формы передачи технологии нуждаются в до­кументальном оформлении. В договоре указываются предмет со­глашения, обязанности сторон, порядок разрешения споров, оп­ределенные гарантии, цены, санкции и пр. В последние годы в связи с ускорением технического совершенствования производ­ства в договор включается пункт о доступе покупателя к усовер­шенствованию технологии поставщика на весь срок действия со­глашения. Конечно, это удорожает стоимость нововведения, но в конечном счете позволяет покупателю достаточно длительное время получать определенную прибыль.