logo
logo

Современных теорий очень много, фактически каждая школа и отдельные ее направления предлагают свои точки зрения на данную проблему. Наиболее распространенными являются сле­дующие.

Неотехнологические теории пытаются объяснить внешнеторго­вые связи затратами на исследования и разработки, уровнем средней заработной платы и удельным весом квалифицированной рабочей силы. Они объясняют возникновение преимуществ мо­нополией на отдельные открытия и новые технологии, которая дает возможность господствовать в производстве данных товаров и на мировом рынке до тех пор, пока эти технологии не будут ос­воены другими странами. Тогда необходимы новые исследования, позволяющие производить новые товары.

Теория специфических факторов говорит том, что разная обес­печенность отдельных стран специфическими факторами, т.е. факторами, которые могут использоваться только для производст­ва данного товара, ведет к дальнейшему развитию этих факторов в экспортных производствах и сокращению в производствах, кон­курирующих с импортом.

Теория фирмы связана с усилением роли отдельных фирм и кор­пораций в международной торговле. В конечном итоге сравнитель­ные преимущества всегда получает не нация, а отдельная фир­ма-экспортер данного товара. Технологически сложные изделия создаются фирмой исходя из потребностей и спроса, существующих внутри страны. Только после расширения производства и насыще­ния внутреннего рынка фирма может выйти на внешний рынок. Но для того чтобы продать свои изделия, необходимо найти страну-по­купателя, у которой структура спроса на внутреннем рынке была бы максимально приближена к структуре спроса страны-экспортера. Это объясняет возможность осуществления торговых сделок между странами, находящимися на одном и том же уровне развития, в ча­стности между развитыми индустриальными странами.

Теория международной конкурентоспособности наций, разработан­ная американским экономистом М. Портером, говорит, что место каждой страны и ее конкретных производителей на мировом рынке определяется следующими четырьмя основными условиями: коли­чеством и качеством различных факторов производства, условиями спроса на внутреннем рынке, наличием смежных и обслуживающих отраслей, стратегией фирмы и внутренней конкуренцией.

Как обосновывается распределение доходов от внешней торговли?

Распределение доходов обосновывается исходя из сущности различных теорий.

Классические теории внешней торговли считали, что выход страны на мировой рынок не влияет на распределение доходов внутри страны.

Теория Хекшера — Олина доказывала, что владельцы относи­тельно избыточных факторов производства получают от внешней торговли дополнительные прибыли, а владельцы относительно недостаточных факторов проигрывают. Но выравнивание цен на факторы производства, доказанное П. Самуэльсоном, приводит к выравниванию относительных цен на эти факторы, а значит, и на доходы их владельцев.

Теория специфических факторов производства обосновывает положение о росте доходов владельца специфического фактора, используемого в экспортных производства, и, соответственно, о сокращении доходов владельцев специфического фактора, ис­пользуемого в отраслях, конкурирующих с импортом.

Как распределяются выгоды от внешней торговли между странами?

Распределение выгод от внешней торговли во многом зависит от того, как меняются внутренние цены в стране по сравнению с мировыми под воздействием внешней торговли. Из двух стран обычно выигрывает та, где цены изменились больше. Это гак на­зываемое правило распределения выгод, которое говорит, что выго­ды от внешней торговли распределяются прямо пропорционально изменениям цен в обеих странах. Если в стране А относительные цены изменились по сравнению с мировыми на х%, а в стране В — на у%, то:

Выигрыш страны а /Выигрыш страны В= x% /y %

Что такое показатель условий торговли?

Показатель условий торговли — это соотношение индексов экспортных и импортных цен. Индексы рассчитываются по всему набору импортируемых и экспортируемых товаров. Рост этого по­казателя обычно считается улучшением условий торговли.