logo
logo
  1. Монополист всегда заинтересован во взвинчивании цен. Такой взгляд упускает из вида, что в арсенале стратегией монопо­листа видную роль играет получение дополнительного дохода от увеличения продаж. На переполненном рынке реализация такой стратегии возможна при снижении цен.
  2. Монополист всегда стремится к наивысшей рентабельности единицы продукции. Подобное поведение противоречит принци­пу максимизации дохода, который предусматривает иную страте­гию — наибольший прирост общей массы прибыли.
  3. Чистый монополист всегда получает монопольную при­быль. На самом деле он может работать неэффективно и даже стать банкротом.

Почему монополист прибегает к ценовой дискриминации?

Ценовая дискриминация — это применение разных цен для разных групп покупателей при одинаковых издержках. Примене­ние ценовых льгот для определенных групп покупателей позволя­ет монополисту получить большую массу прибыли за счет расши­рения продаж, не прибегая к общему снижению цен, а увеличе­ние цен для других, более обеспеченных групп — компенсировать потери.

Как влияет чистая монополия на развитие производства?

Цена монополистического рынка выше по сравнению с уров­нем цен на рынке совершенной конкуренции. Более высокая цена позволяет монополисту получать дополнительный доход ис­ключительно за счет ценовой стратегии без инвестиционных уси­лий. Такая тенденция сдерживает развитие производства.

Однако монополия отнюдь не всегда тормозит экономический рост. Она может и содействовать ему, благо инвестиционных ре­сурсов для этого у нее больше, чем у иных инвесторов. Кроме того, она может быстро наполнить рынок товарами, если ей вы­годна стратегия эффекта масштаба.

На каком рынке действует монополистическая конкуренция?

Монополистическая конкуренция — это конкуренция с элемен­том монополизма, связанная со стремлением достичь уникально­сти продукции. Признаки рынка монополистической конкурен­ции:

1)   ориентация на разброс вкусов потребителей, поэтому такой рынок называют рынком дифференцированного продукта;

2)   множество функционирующих фирм, что делает невозмож­ным сговор между ними по поводу сокращения производства и взвинчивания цен;

3)   отсутствие высоких барьеров для вступления в отрасль. Не­большие фирмы, характерные для этого рынка, не способны их обеспечить;

4)   продавец в своих решениях относительно цены и объема производства в малой степени считается с возможной реакцией конкурентов, так как каждый из них, выпуская различные това­ры, не способен переманить его покупателей.

Каким образом рынок монополистической конкуренции сочетает черты монополии и совершенной конкуренции?

Особенность монополистического конкурента состоит в том, что в краткосрочном периоде он пользуется преимуществом мо­нополиста, а в долгосрочном он эту привилегию теряет. Это озна­чает, что формула поведения монополистического конкурента в краткосрочном периоде аналогична рынку чистой монополии, а именно: Р > МС = MR < АС. В долгосрочном периоде, по­скольку рынок перерастает в конкурентный, эта формула выгля­дит иначе:

Р-МС = MR=AC.

Почему возможности монополистического конкурента по­вышать цены более ограничены по сравнению с чистой монополией?

Монополистический конкурент действует на рынке не один, каждому товару противостоят еще и заменители. Резкое повыше­ние цены может заставить покупателей уйти на рынок замените­ля. Поэтому спрос на этом рынке более эластичен по сравнению с рынком чистой монополии.