counter?id=2204607;js=na Что означает конкуренция и какие функции она выполняет?
logo
logo

Понятие конкуренции (от лат. concurrere — сталкиваться) ис­пользуется в экономике в различных значениях. Конкуренция ха­рактеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства, их соперничества в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, ресурсы. Это — по­веденческая трактовка конкуренции, характерная для классиче­ской и неоклассической экономической теорий.

Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек трактовал конкурен­цию как процедуру открытия, что позволяет сравнивать альтерна­тивные способы организации общества. М. Портер рассматривает конкуренцию как синтез двух импульсов человеческой натуры: с одной стороны, стремления к подавлению конкурента, с дру­гой — творческого начала, проявляющегося в использовании но­вовведений в самом широком смысле слова, обеспечивающих опережение соперников по прибыльности, эффективности во всех сферах воспроизводственного процесса. Австрийский эконо­мист И. Шумпетер определил конкуренцию как борьбу нового со старым. Творческое, созидательное начало берет верх над разру­шительным.

Конкуренция выполняет важные функции в рыночной эконо­мике. Регулирующая функция проявляется в воздействии на про­изводство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществля­лось в соответствии со спросом потребителей, а также в ограни­чении или лишении рыночной власти. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы — труд, земля, капитал — направляются туда, где они ис­пользуются наиболее эффективно. Инновационная функция обу­словливает необходимость инновации как определяющего средст­ва повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).

Понятие конкуренции используется и для обозначения типа рыночной структуры, под которой понимаются внутренние связи между элементами рынка.

Каковы типы рыночных структур?

Различают четыре основных типа рыночных структур (моде­лей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конку­ренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая (абсолютная) монополия.

Противоположными полюсами рыночных структур являются чистая (совершенная) конкуренция и чистая (абсолютная) моно­полия.

Совершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве, покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Кроме того, никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производ­ства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чер­тами:

  • число фирм на рынке очень большое;
  • тип производимого продукта стандартизированный;
  • контроль над ценами отсутствует;
  • условия вступления в отрасль легкие, препятствий нет.

Рассматривая конкуренцию с точки зрения ее характера, раз­личают совершенную и несовершенную конкуренцию.

Несовершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершен­ной конкуренции, фирма в роли несовершенного конкурента об­ладает определенной властью над ценой.