logo
logo

Для характеристики поведения фирмы (предприятия) важны понятия валового, среднего, предельного доходов.

Валовой доход, или валовая выручка TR (total revenue) — об­щая сумма поступлений от продажи определенного количества товара:

TR = Р х Q,

где Р — цена проданного товара;

Q — объем продаж.

Средний доход, или средняя выручка, AR (average revenue) опре­деляется как доход, приходящийся на единицу проданного блага:

AR=TR/Q

Предельный доход (выручка), MR (marginal revenue) — прира­щение дохода, возникающее за счет увеличения выпуска продук­ции:

MR= xTR/ xQ

Обычно Q принимают равным 1.

Из приведенных определений вытекает ряд следствий.

Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного то­вара.

Следствие 2. Средняя выручка продавца в условиях чистой кон­куренции есть цена товара.

AR = TR/Q = PQ/Q = Р.

Следствие 3. Предельная выручка (MR) продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.

MR = xTR / xQ- xPQ = P xQ / Q = Р.

В чем отличие краткосрочного периода времени от долгосрочного?

Краткосрочный период времени отличается от долгосрочного двумя обстоятельствами:

1) в краткосрочном периоде времени объем производственных мощностей остается неизменным, т.е. краткосрочный пери­од — это такой период времени, в течение которого производитель не успевает изменить количество используемого оборудова­ния, размер производственных площадей и т.д. Зато изменяются затраты, связанные с использованием материалов, сырья, зара­ботной платы рабочих, и т.д. Долгосрочный — это такой период времени, в течение которого производитель может внести изме­нения в любой из используемых производственных факторов;

2) в краткосрочном периоде число фирм на рынке остается неиз­менным. Никто не приходит в данное производство и никто из него не уходит. В долгосрочном периоде число фирм на рынке может из­меняться. Причем в условиях совершенной конкуренции вход и вы­ход на рынок новых фирм являются абсолютно свободными.

Таким образом, отличием краткосрочного периода от долго­срочного является неизменность объема производственных мощно­стей и числа фирм на рынке.