counter?id=2204607;js=na Как определяется понятие «предложение»?
logo
logo

Предложение — это совокупность товаров и услуг, которые на­ходятся на рынке или могут быть доставлены на него. Предложе­ние обозначается буквой S — от англ. supply. Иначе говоря, пред­ложение — это желание и способность продавцов поставлять на рынок товары и услуги для продажи в зависимости от их цены. Объем предложения обычно увеличивается с ростом цены товара.

Какую зависимость выражает закон предложения?

Закон предложения устанавливает прямую зависимость вели­чины предложения от цены. Он гласит, что при прочих равных условиях предложение растет с ростом цен. Прочие равные ус­ловия означают неизменность издержек производства и техно­логии производства данного товара. Предприятия не намерены поставлять товар, пока цена не перекроет затраты на его произ­водство.

Какие факторы влияют на величину предложения?

Факторы, определяющие объем предложения товаров и услуг, принято делить на ценовые и неценовые.

Ценовой фактор — это цена на данный товар. Она влияет обычно на предложение прямо пропорционально. Прямая связь предложения и уровня цен объясняется действием закона убываю­щей производительности факторов производства. Изменение цен приводит к изменению объема предложения и иллюстрируется движением его вдоль постоянной кривой предложения от одной точки к другой. Это показывает, что производители хотят изгото­вить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена — побуди­тельный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке.

Неценовые факторы — это другие причины, определяющие движение объема предложения, кроме цены на данный товар.

К неценовым факторам относят:

а)  цены на ресурсы. Изменение стоимости любого из ресурсов, включая стоимость сырья, материалов, топлива или заработной платы, сдвигает кривую предложения. Если цена на такие ресур­сы падает, то предприятия будут стремиться предложить больший объем выпуска при всех значениях цены. Это значит, что произ­водитель при тех же материальных затратах приобретет больше сырья, материалов и т.д., а, следовательно, сможет увеличить мас­штабы своего производства. Кривая предложения сместится впра­во. Если же цены на ресурсы повысятся, то кривая переместится влево;

б)  технология производства. Под технологией понимается на­бор известных способов, приемов или методов производства това­ра или услуги. Любое усовершенствование технологии, создающее возможности для удешевления производства и сбыта продукции, приводит к увеличению предложения товара и сдвигает кривую предложения вправо. Если происходит удорожание производства, то кривая предложения сдвигается влево;           |

в)  налоги и дотации. Повышение налогов увеличивает издерж­ки и сокращает производство — кривая смешается влево. При уменьшении налогов кривая предложения смещается вправо;

г)  цены на другие товары или услуги. Высокие цены на товары-субституты заставляют производителей частично перепрофи­лировать свое дело, организовывать многоотраслевой бизнес. На­пример, если растут цены на мясо птицы, то производители говя­дины сокращают ее производство, а часть ресурсов переключают на производство птицы;

д)  конкуренция. Чем больше фирм на рынке, тем больше пред­ложение, и наоборот.