logo
logo

На эластичность спроса влияют:

а) наличие заменителей данного товара. Когда у товара имеет­ся близкий продукт-субститут, то спрос на такой товар относи­тельно более эластичный, так как покупатели легко могут перей­ти на товары-заменители, если повышается цена на основной то­вар (например, кофе - чай);

б) значимость товара для потребителя. При этом спрос на то­вары первой необходимости неэластичен. В то же время, если то­вар не играет важной роли для потребителя, спрос на него обыч­но эластичен;

в) фактором эластичности является также удельный вес товара в доходе потребителя. Чем большее место занимает продукт в бюд­жете потребителя, тем выше эластичность спроса на него (при прочих равных условиях);

г) временные рамки, в пределах которых принимается решение о покупке. Спрос на коротком промежутке менее эластичен, чем в длинных временных периодах. Это связано с медленной и посто­янной адаптацией как потребителей, так и производителей.

Чем характеризуется эластичность спроса по доходу?

Эластичность спроса по доходу рассчитывается следующим образом:

Е =  Изменение объема спроса в % / Изменение дохода в %

Числовое значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшей категории. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает рост спро­са. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на нормальные то­вары положительна. Для товаров низшей категории увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изме­няются в противоположных направлениях, а значит, эластичность спроса по доходам на товары низшей категории отрицательна.

Товары первой необходимости не чувствительны к доходам, их потребление, как правило, не меняется в зависимости от роста или падения дохода. Они имеют эластичность по доходу меньше единицы. Предметы роскоши имеют эластичность спроса по до­ходу больше единицы.

С чем связано понятие «перекрестная эластичность»?

Перекрестная эластичность связана с понятием товаров-суб­ститутов и товаров, взаимодополняющих друг друга.

Перекрестная эластичность спроса по цене может быть поло­жительной, отрицательной и нулевой. Положительная форма свойственна взаимозаменяемым товарам, поскольку повышение цены на один товар (кофе) вызывает повышение спроса на дру­гой товар (чай).

Отрицательная форма перекрестной эластичности свойствен­на взаимодополняемым товарам, ибо рост цен на один товар (бензин) вызывает уменьшение спроса на другой (смазочное мас­ло). Поэтому товары являются взаимодополняемыми (комплектарными), когда перекрестная эластичность между ними отрица­тельная. Чем выше положительная перекрестная эластичность спроса по цене между любой парой товаров, тем легче покупате­ли заменяют один товар другим.

Нулевая форма перекрестной эластичности характерна для то­варов, являющихся нейтральными по отношению друг к другу (лекарства и кофта).

Какую закономерность выражает эластичность предложения?

Эластичность предложения показывает связь между измене­ниями в ценах на товар и объемах его предложения.

Эластичность предложения по цене представляет собой про­центное изменение объема предложения товара, обусловленное однопроцентным изменением его цены при неизменности других факторов, влияющих на объем предложения. Чем более эластич­ным является предложение, тем чаще продавцы увеличивают объ­ем выпускаемой ими продукции, используя тем самым преиму­щества от увеличения цены, наращивая выпуск в ответ на ее рост.

Эластичность предложения рассчитывается по следующей формуле:

Процентное изменение объема предложения

Эластичность (Es) = Процентное изменение объема предложение/Процентное изменение цены.

Какую роль в определении величины эластичности предложения играет фактор времени?

Важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является количество времени, имеющегося в распоряжении про­изводителей для того, чтобы отреагировать на изменение цены товара. Чем протяженнее временной отрезок, которым располага­ет товаропроизводитель, тем больше возможности его приспособ­ления к изменению цены. Однако следует иметь в виду и фактор ограниченности ресурсов. Это значит, что абсолютно эластичное предложение может быть только в определенных временных рам­ках, пока затраты производителя не меняются.