logo
logo

В отличие от классической предпринимательской модели в модели У. Баумоля максимизируется не прибыль, а объем про­даж. На олигополистических рынках, которых в XX в. большин­ство, фирма стремится к сохранению своей доли на рынке, по­этому в условиях олигополии максимизиция объема продаж ста­новится целевой функцией фирмы.

Р. Мэррис строил свою модель на предпосылке, в соответствии с которой изменения прав собственности укрепили позиции управ­ляющих фирмы настолько, что они оказались способны видоизме­нить целевую функцию фирмы: высший менеджмент может обла­дать экономической властью, не принимая участия в акционер­ном капитале, в прибылях и не разделяя риска убытков. Макси­мизация темпов роста является той целью, достижение которой позволит обеспечить высокие заработки, власть и престиж внут­реннему управлению. Стремясь к достижению этой цели, фирмы используют разные способы. Одна группа фирм увеличивает тем­пы роста путем централизации капитала, постоянно поглощая другие фирмы. Другая группа наращивает темпы путем концен­трации капитала, утаивая от акционеров часть прибыли. Увеличе­ние количества слияний и поглощений в 60-е гг. XX в. стало под­тверждением теории Р. Мэрриса.

Модель О. Уильямсона строилась на анализе монопольного положения корпораций, которого последние достигают в про­цессе концентрации и централизации. Извлечение монополь­ных прибылей позволяет отклоняться от цели максимизации прибыли, обосновывается несводимость цели фирмы к одному показателю. Работа над моделью дискреционного поведения управленческой фирмы выводит О. Уильямсона на проблемы организационной эволюции крупной корпорации. В процессе исследования возникает вопрос: каким образом организацион­ная эволюция крупной корпорации может повлиять на форми­рование целевой функции фирмы? Отвечая на него, О. Уильямсон предлагает идею «организационного нововведения» — круп­ных изменений в принципах организационного построения кор­пораций, назревших исторически и ставших неизбежными на определенном этапе.

Какие проблемы порождает возрастание размеров фирмы и рост количества организационных уровней?

Согласно принципу ограниченной рациональности (Г. Сай­мон) ограниченные возможности человеческого мозга в приеме и переработке информации ведут к делегированию власти и прав собственности. С возрастанием размеров фирмы, увеличением численности персонала, ростом количества организационных уровней происходит уменьшение возможности контроля и сниже­ние показателей эффективности. На первых этапах таким тенден­циям противостоят преимущества крупных размеров фирмы (по­ложительный эффект масштаба), действующие до определенного предела. Затем отрицательные эффекты накопления потери кон­троля становятся преобладающими (отрицательный эффект мас­штаба). Фирма может переломить подобные тенденции в случае кардинальной организационной перестройки: преодоления уни­тарной структуры и утверждения многодивизионной структуры. Такая структура построена по принципу четкого разделения уров­ней производственных, оперативно-управленческих и стратегических решений. В этих условиях центр принятия стратегических решений находится на одинаковой дистанции как от управления, так и от собственности. Поэтому процесс принятия решений по­лучает единый ориентир, единую цель, которой является макси­мизация прибыли.