logo
logo

В проблеме ценообразования на факторы производства выде­ляют два важных аспекта: производственный и распределитель­ный. Цены факторов производства определяют экономический выбор, решения фирм. Вместе с тем ценообразование на факто­ры производства влияет и на распределение доходов. Цена ресурса, которую потребители платят его собственнику, образует его доход.

Таким образом, ценообразование на рынке факторов произ­водства играет важную роль и для производителей продукции, и для потребителей конечных товаров и услуг.

Различают цены спроса на фактор производства и цены пред­ложения.

Цена спроса на фактор производства — максимальная цена, по которой фирма (предприятие) согласна приобрести данное коли­чество фактора в единицу времени.

Организуя производство, фирма ориентируется на спрос по­купателей с учетом собственных издержек, руководствуясь принципом их минимизации. Он реализуется путем замещения одних факторов другими. Для обеспечения максимального снижения из­держек производства необходимо сравнить рыночную цену каж­дого фактора производства с предельным продуктом, произведен­ным с участием этого фактора, при условии, что происходит рост каждого фактора на одну единицу. Предельный продукт характе­ризует предельную производительность фактора.

 Для достижения минимума издержек фирма выбирает такое сочетание ресурсов, при котором объем физических предельных продуктов, производимых с помощью различных факторов, про­порционален ценам соответствующих факторов:

Предельный физический продукт труда/ Цена труда (зар.плата) = Предельный физический продукт земли/ Цена земли (рента) ;

Предельный физический продукт капитала/Цена капитала, %

или

MPF2/PF1 = MPF2/PF2 = MPF3/PF3 ,

где MPF1...MPF3 – предельные физические продукты всех использованных факторов от F1до F3

Предельная производительность факторов, их взаимозамещение в процессе мобилизации издержек влияют на ценообразова­ние на факторном рынке.

Факторы с низкой отдачей вытесняются из производства, спрос на них уменьшается, цены снижаются. На факторы с более высокой производительностью увеличивается спрос и растет цена. Цены спроса на факторы производства и цены их предло­жения меняются в направлении их сближения.

Цена предложения фактора производства— минимальная цена, по которой собственник фактора производства согласен предло­жить данное его количество в единицу времени. Такая цена обу­словливает получение факторного дохода.

Факторы производства (за исключением труда) имеют кроме текущей капитальную цену. Текущая цена — цена услуги данного фактора в течение определенного времени. Капитальная це­на — цена окончательной продажи фактора, когда происходит смена собственника.

Конкуренция координирует цену до того момента, когда ве­личина спроса на факторы производства и величина их предло­жения совпадут и установится цена, удовлетворяющая и покупа­телей, и продавцов.