logo
logo

Основоположник неоклассической политической экономии А. Маршалл синтезировал основные достижения классической политической школы и маржинализма. Он стремился приблизить абстрактного человека к свойствам реального агента производства, анализировал реальное поведение человека в ситуации частично­го равновесия, т.е. равенства по силе двух мотивов экономиче­ского субъекта: стремления к удовольствиям, определяющего раз­мер спроса, и мотива избежания тягот,, связанных с трудом и от­срочкой потребления, регулирующего величину предложения. Маршалл ввел понятие «нормальной жизнедеятельности челове­ческого общества»: это ожидаемый при определенных условиях образ действий членов какой-либо профессиональной группы, нравственно правильное поведение, результат неограниченного функционирования свободной конкуренции.

В чем особенность концепции человека, разработанной исторической школой?

Представители немецкой исторической школы (Б. Гильдебранд, К. Книс и др.) выступали против; индивидуализма классиче­ской школы; считая подходящим объектом анализа для экономи­ста «народ», причем не как простую совокупность индивидов, а как «национально и исторически определенное, объединенное государством целое». Лишенные индивидуализма хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интереса­ми. Субъект экономического поведения представлен здесь как ра­зумное существо, наделенное потребностями как член семьи, со­циальной группы, класса, общества, человечества. Такое понима­ние субъекта хозяйственной деятельности характерно и для со­временного институционализма теории Дж. М. Кейнса.

Что представляют собой современные модели человека?

К настоящему времени разработано много новых моделей субъектов социально-экономического развития, отражающих со­временные реалии. Этим моделям присущи значительная инфор­мированность о мире, более высокий общеобразовательный и куль­турный уровень, многообразие и динамизм потребностей. Подоб­ные модели социально-индивидуального человека предполагают наличие общества, основанного на демократических и плюрали­стических началах с развитыми межгрупповыми связями и размы­тыми границами между социальными общностями.

При конструировании модели поведения человека в экономи­ческой системе в наших условиях необходимо изучение состоя­ния обыденного и научного общественного сознания, социальной структуры общества, целей, экономической деятельности и спосо­бов их достижения.

Какова роль человека в экономической системе общества?

Роль и место человека в системе социально-экономических от­ношений общества нельзя определить однозначно. По своей при­роде человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, играет различные роли, выполняет разнообразные функции и в соответствии с этим занимает различное место в сис­теме современной экономики. Он выступает как:

  • исходная предпосылка и решающий фактор, создающий общественное богатство;
  • цель производства и результат, критерий экономического развития;
  • потребитель созданных в процессе труда благ;
  • действительная, определяющая сила экономического и со­циального прогресса общества.

Эти роли существуют в единстве, а не отдельно друг от друга. Полифункциональная роль человека в экономике может быть вы­ражена на трех различных уровнях: атрибутивном, историческом и воспроизводственном. На каждом из них человек имеет свои особенные формы проявления в соответствии с выполняемыми им в структуре общественного воспроизводства функциями.

Какова структура атрибутивных свойств человека?

На атрибутивном уровне выделяются те формы, которые функ­ционально зависят от основных качеств и свойств, внутренне присущих человеку как биосоциальному существу. Структуру ат­рибутивных свойств человека можно представить следующим образом:

  • способность к труду и способность к потреблению;
  • рабочая сила и потребительная сила;
  • труд как функция рабочей силы и потребление как функ­ция потребительной силы;
  • способность к необходимому труду и способность к приба­вочному труду;
  • способность к осознанию творческого характера трудовой деятельности;
  • целесообразность труда и управление им для достижения разумных целей.