logo
logo

Среди многочисленных направлений «моделирования» чело­века можно выделить следующие:

1) модели, в которых главный мотив деятельности — собствен­ный эгоистический, прежде всего — денежный интерес. Реализа­ция целей индивида обеспечивается в условиях свободной конку­ренции. Кроме этого, человек ведет себя рациональным образом — старается получить максимальный результат при минимальных за­тратах (модели, разработанные английской классической школой, маржиналистами и неоклассиками);

2)  модели, в которых мотивы человеческого поведения в эко­номике включают не только стремление к денежным благам, но и элементы психологического характера — милосердие, цели, свя­занные с традициями и т.д. Здесь кроме собственного возникает еще и коллективный интерес. В этих моделях для поддержания экономической системы в равновесии требуется вмешательство государства (модели, разработанные кейнсианской школой, институционализмом, исторической школой);

3) модели, отражающие современные реалии. Для них харак­терны изменение мотивации деятельности в направлении возрас­тания значения реализации не столько материальных, сколько ду­ховных потребностей личности. Новым моделям присуще много­образие потребностей, главной из которых является потребность в свободе и самовыражениях, духовного самоопределения, выбора типа культуры и общественно-политических взглядов.

Какая модель человека была разработана английской классической школой?

Представители английской классической школы А. Смит и Д. Рикардо создали модель «экономического человека», которая характеризуется:

  • определяющей ролью собственного интереса в мотивации экономического поведения;
  • компетентностью (информированностью и сообразительно­стью) экономического субъекта в собственных делах;
  • главным мотивом хозяйственной деятельности человека в рыночной экономике — максимализацией прибыли с учетом неденежных факторов благосостояния (легкость или трудность обучения, приятность или неприятность работы, вероятность успеха в большей или меньшей степени).

Человек в рыночной экономике стремится выбрать такой вид деятельности, при которой произведенный продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях, чтобы получить боль­ше дохода. А. Смит подчеркивал, что каждый человек «имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». Толь­ко свободная конкуренция, т.е. законы рыночного хозяйства объ­единяют разрозненно действующих эгоистов в упорядоченную систему. Хаос заменяется довольно четко организованным обще­ством. Таким образом, экономический человек, стремясь к собст­венной выгоде, действует на пользу обществу.

Какую модель человека создали маржиналисты?

Маржиналисты сделали важное дополнение к экономическо­му субъекту, они создали концепцию «человека-оптимизатора». Его чертами являются следующие:

  • стремление к наибольшей полезности или прибыли и к наи­меньшим тяготам и издержкам;
  • неизменность системы индивидуальных предпочтений и независимость от внешних условий;
  • способность к составлению целей со средствами их дости­жения, к выбору оптимального их варианта;
  • обладание полной информацией, позволяющей находить оптимальный вариант;
  • мгновенная реакция на изменение внешних условий.

Огромное значение, придаваемое маржиналистами процессу

получения экономическим субъектом информации, резко выделя­ет их на фоне теоретиков других экономшческих школ и делает их теорию особенно важной в наши дни, когда проблема поиска и обработки информации выходит на первый план в экономиче­ских исследованиях.