logo
logo

К числу главных особенностей классической школы относят сле­дующие:

  • используя методы научной абстракции, классики стреми­лись проникнуть в глубинную суть экономических явлений и процессов, перенося исследование в сферу производства;
  • признавали существование объективных экономических за­конов, изучение которых входит в задачу (предмет) экономиче­ской теории;
  • выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли, принцип «laissez faire»;
  • считали главной движущей силой развития экономики лич­ный интерес, выгоду, «эгоизм» на основе частной собственности;
  • капитализм рассматривался как единственно возможный, «естественный» общественный строй.

Были ли едины в своих взглядах представители классической школы?

На этот вопрос трудно ответить однозначно. Впервые термин «классическая школа» использовал К. Маркс. К классикам он от­носил прежде всего сторонников трудовой теории стоимос?и, ис­следовавших проблемы производства и распределения в обществе с точки зрения положения основных классов, на основе чего де­лал вывод, что источником доходов капиталистов и земельных собственников является прибавочная стоимость (прибыль), т.е. неоплаченный труд наемных работников.

Исходя из этого, к классической школе К. Маркс относил У. Петти, П. Буагильбера, физиократов, А. Смита, Д. Рикардо. На смену ей, считал К. Маркс, пришла «вульгарная буржуазная поли­тическая экономия», рассматривающая лишь внешнюю видимость явлений и выступающая в качестве апологета капитализма, скры­вая эксплуататорскую сущность доходов господствующих классов.

В современной экономической теории термин «вульгарная политическая экономия» не употребляется, а в отношении «клас­сической» — используются расширительные трактовки.

В чем суть идей А. Смита?

Логическая схема взглядов А. Смита такова.

  • Богатство — это совокупность материальных средств произ­водства и потребления данной страны. Его источник — труд в любой отрасли материального производства. Средство увеличе­ния богатства — разделение труда, рост его производительности. Разделение труда и обмен — экономическая основа общества как трудового и менового союза.
  • В процессе обмена возникает необходимость в деньгах как особом товаре, пользующемся всеобщим спросом.
  • Через деньги определяется стоимость товара. Смит различа­ет потребительную стоимость (ценность в потреблении) и мено­вую стоимость (ценность в обмене). В основе пропорции обмена лежат затраты труда.

Данные идеи и составили основу трудовой теории стоимости. Однако далее Смит утверждал, что лишь в неразвитых обществах стоимость определялась только трудом и весь созданный продукт принадлежал работнику. В развитом же обществе, где существует накопление капитала и частная собственность на землю, к цене товара добавляется прибыль и рента. Таким образом, закон стои­мости действовать перестает. Источниками труда становятся труд, капитал и земля. Трем факторам производства соответствуют три вида основных доходов: заработная плата, прибыль и рента. Эти идеи Смита были взяты за основу сторонниками теории факторов производства, спроса и предложения.