logo
logo

Транспортная тара, в том числе внутрицеховая, используется на всех этапах производства, транспортирования и хранения рыбной продукции.

На рыбоперерабатывающих предприятиях в настоящее время применяют транспортную тару, изготовленную из традиционного материала — древесины (деревянная и картонная тара), а также из полимерных материалов.

Деревянная тара. Из дерева производят бочки и ящики для рыбной продукции. Материалом служит круглый лесоматериал из лиственных и хвойных пород деревьев. Круглый лесоматериал по плотности, прочности, длине и толщине, количеству сучков, пасынков, поражению грибом, наличию трещин и червоточин должен соответствовать определенным требованиям.

Лесоматериалы распиливают на пиломатериалы, которые непосредственно используют для производства деревянной тары.

Пиломатериалы различают по размерам сечения, толщине, длине, качеству обработки, влажности.

На изготовление деталей бочек и ящиков (клепки и ящичной дощечки) используют высококачественную часть пиломатериалов.

В зависимости от вида фасуемой продукции используют бочки сухотарные (для продукции, не содержащей жидкой части) и заливные (для продукции, содержащей водные растворы, например, поваренной соли).

В рыбной промышленности применяют в основном деревянные заливные бочки, в которые фасуют соленую и маринованную продукцию и соленые полуфабрикаты для коптильного производства.

Для изготовления бочек используют лиственные (осину, липу, березу, бук, дуб) и хвойные (ель, пихту, сосну, кедр, лиственницу) породы деревьев. Бочки изготовляют вместимостью 5 — 250 л в соответствии с ГОСТ 8777. Остов и дно бочки собирают без применения гвоздей из клепок, размеры которых зависят от вместимости бочки.

Для изготовления бочек в качестве крепежного приспособления используют стальные обручи.

Деревянные ящики, служащие транспортной тарой, выпускают трех типов, которые различаются по конструкции: плотные, решетчатые с цельными или составными торцевыми стенками, а также торцевыми стенками, собранными на двух и четырех планках.

Ящики различают также по предельной массе вмещаемого груза, которая колеблется от 15 до 200 кг. Для соединения деталей ящиков и дополнительного их крепления используют гвозди, скобы, проволоку или металлическую ленту.

Для упаковки каждого вида рыбной продукции и консервов в деревянные ящики последние должны отвечать еще дополнительным требованиям. Например, для рыбы горячего и холодного копчения используют ящики с предельной загрузкой 35 кг. Требования к деревянным ящикам, предназначенным для рыбной продукции определенного вида, содержатся в нормативной документации.

К достоинствам деревянной тары относятся ее прочность, водостойкость, возможность транспортирования в разобранном виде, повторное использование, простота укупоривания.

К недостаткам деревянной тары относятся ее большая масса по сравнению с фасованным продуктом, высокая стоимость, неудобство при санитарно-гигиенической обработке, расходование ценного природного материала — древесины.