logo
logo

•   1809 г. — конституционный проект Сперан­ского. I

(* Дайте ему краткую характеристику с точки зрения принципа разделения властей.)

Остался нере­ализованным, за исключением создания Госу­дарственного совета (1810), который, однако, не стал верхней палатой парламента, как предпола­гал М. М. Сперанский.

(* Какая форма правления установилась бы в России, будь проект Сперанского ре­ализован?

Ответ: конституционная монархия.)

•   1818—1820 гг. — проект Уставной грамоты Российской империи Новосильцева.

(* Сравните его с проектом Сперанского.

Ответ: с одной стороны, проект Новосильцева был более умеренным, так как предусматривал высокий имущественный ценз при вы­борах в парламент, с другой — положение о превраще­нии России в федерацию делало его более прогрессив­ным, чем проект Сперанского.)

Также не был реали­зован.

Реформы в области образования:

• создание новых университетов в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани, Петербурге;

• создание на их основе шести учебных окру­гов и проведение реформы образования на прин­ципах все сословности, бесплатности обучения на низших ступенях, преемственности учебных про­грамм. Четыре ступени: приходское училище, уездное училище, губернская гимназия, универ­ситет;

• 1804 г. — приняты либеральные Универси­тетский устав, вводивший автономию универси­тетов (выборность ректоров и профессуры, собст- : венный суд, невмешательство высшей админист­рации в дела университетов), и Цензурный устав, согласно которому цензор должен был тол­ковать проверяемые произведения в благоприят­ном для автора смысле.

Вывод: большинство реформ Александра I окончились неудачей, кроме реформ в области образования. Причины этого:

• отсутствие социальной базы, дворянство ре­формы не поддержало;

• личные качества Александра I — слабая во­ля, постоянные колебания, боязнь дворцового переворота;

• Россия вела непрерывные войны, в этой об­становке было не до реформ.

2. Переход к консервативной по­литике (1820—1825). Второй этап внутренней политики Александра I ознаменовался постепен­ным отказом от реформ и переходом к консерва­ции сложившихся отношений. Причины: ре­волюционная волна в Европе 1820-х гг., разоча­рование императора в возможности с помощью реформ предотвратить революцию.

Говоря об организации военных поселений, необходимо проанализировать двойственность этой политики. С одной стороны, это была по­пытка решить проблему финансирования армии, с другой — один из косвенных способов решения крестьянского вопроса: через 25 лет службы во­енный поселенец получал свободу. Следует отме­тить, что военные поселения вызывали возмуще­ние как простого народа (восстания в Чугуеве и под Новгородом в 1819 г., в Семеновском полку в 1820 г.), так и просвещенного дворянства.

(* По­чему?

Ответ: из-за крайне жестоких порядков, царивших в поселениях.)

В заключение необходимо подвести итоги правления Александра I.