logo
logo

• новое Положение о губернских и уездных земских учреждениях (1890) — для городской курии имущественный ценз был увеличен, для дворянства — понижен. Крестьяне лишились права непосредственно избирать гласных: избран­ные волостным сходом кандидатуры утвержда­лись губернатором;

• новое Городовое положение (1892) — круг избирателей ограничен в пользу наиболее состо­ятельных слоев, мелкие и средние налогопла­тельщики лишались избирательных прав, уси­лен элемент сословности и вмешательства адми­нистрации в дела самоуправления.

Ревизия судебной реформы — судебные за­седания по политическим делам должны были проводиться при закрытых дверях (1887), затем эти дела были вообще изъяты из ведения судов общей юрисдикции и переданы Особому совеща­нию при Сенате. Суд присяжных фактически был отменен (1889).

Контрреформы в области образования:

• Временные правила о печати (1882) — ад­министрация получила право закрывать любой печатный орган без санкции суда;

• новый Университетский устав (1884) — уси­лен контроль администрации за студентами, фак­тически отменена автономия университетов;

• циркуляр о «кухаркиных детях» (1887) — ограничен доступ в гимназии для выходцев из низших сословий — детей кучеров, лакеев, куха­рок, поваров и т. д.

Защита интересов дворянства:

• учрежден Дворянский банк (1885);

• Положение о найме на сельхозработы (1886).

Политика сохранения общины. Прави­тельство взяло курс на сохранение общины, бо­ясь пролетаризации крестьян. Большую роль в этом сыграли и фискальные интересы («круговая порука» в общине):

• указ 1886 г., затруднявший выход из общи­ны, — требовалось согласие 2/3 сельского схода;

• указ 1893 г., ограничивший переделы зем­ли, — требовалось согласие 2/3 схода, проводить переделы разрешалось не чаще чем раз в 12 лет. Правительство, таким образом, признало, что об­щинные переделы препятствуют улучшению землепользования, однако сама община сохраня­лась.

Итоги: сохранялись община и малоземелье крестьян. В целом политика в отношении кресть­ян была консервативной.

Экономическая политика. Деятельность на посту министра финансов Н. X. Бунге (1881 — 1886), И. А. Вышнеградского (1888 — 1892) и С. Ю. Витте (1892 — 1903). Был продолжен курс Лорис-Меликова: бывшие помещичьи крестьяне переводи­лись на обязательный выкуп, размер которого снижался (1881), для выдачи крестьянам ссуд на покупку земли учреждался Крестьянский банк (1882), отменялась подушная подать (1882 — 1886). Началось активное вмешательство госу­дарства в экономику: система государственных заказов, поощрение развития крупной промыш­ленности и железнодорожного строительства.

Итоги внутренней политики Александра III были про­тиворечивыми. Подавление революционного дви­жения, русификация окраин, укрепление роли поместного дворянства и вместе с тем стабилиза­ция в обществе, успешное экономическое разви­тие. Однако большинство проблем, стоявших пе­ред страной: крестьянский и рабочий вопросы, сохранение феодального по своей сути политиче­ского режима — не были решены. В дальнейшем они еще больше обострились и в конечном итоге привели к революции.