logo
logo

Цель — создать местное и городское самоуправление. На местах вводили земства как всесословные орга­ны самоуправления. Выборы проводились по буржуазному принципу имущественного ценза по трем куриям: землевладельцы, городские и сельские обыватели. Земства избирали исполни­тельные органы — земские управы. Следует обя­зательно рассмотреть их функции: в основном хозяйственные и фискальные — и их место в сис­теме органов государственной власти.

Необходимо отметить, что земства были со­зданы только в уездах и губерниях, не было ко­ординации их деятельности: отсутствовали зем­ства как на высшем, общероссийском, так и на низовом уровне — в волостях.

Реформа городского самоуправления про­водилась по таким же принципам. Сословные ор­ганы городского самоуправления заменялись всесословными — городской думой (распоряди­тельный орган) и городской управой (исполни­тельный орган). Городская дума теперь избира­лась на основе имущественного ценза, который был очень высоким. В результате в выборах мог­ли принимать участие менее 10% жителей горо­да. Гласные думы, в свою очередь, избирали го­родские управы во главе с городским головой. Функции новых органов городского самоуправ­ления не выходили за рамки административ­но-хозяйственных.

Судебная реформа (1864). Создавалась единая су­дебная система на принципах всесословности, гласности судопроизводства, состязательности, защиты прав подсудимых, независимости судей от администрации. Вводились совершенно новые для России институты — суд присяжных, адво­катура и прокуратура.

Особо следует отметить наличие в новой структуре судебной системы, созданной по типу английской и французской, судов двух видов:

1) мировые суды рассматривали дела с сум­мой иска до 500 руб., приговор выносился миро­вым судьей единолично;

2) суды общей юрисдикции — окружные суды, судебные палаты — разбирали апелляции, высшей инстанцией был Сенат.

Вывод: судебная реформа была самой про­грессивной, но проводилась очень медленно.

Военные реформы. Цели: преодолеть отсталость военной системы, проявившуюся в годы Крым­ской войны, а также сократить военные расхо­ды. Инициатор — Д. А. Милютин. Решали три задачи:

1) комплектование рядового состава — вве­дение в 1874 г. всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора и сокращение срока службы с 25 до 6 лет (и 9 лет в запасе) в армии и до 7 лет (и 3 года в запасе) на флоте. Также вво­дились многочисленные льготы для военнослу­жащих, прежде всего в зависимости от уровня их образования и состава семьи;

2) обучение офицерского состава — создава­лись новые военные училища (высшие и унтер-офицерские), были пересмотрены с учетом последних достижений военной науки програм­мы и курсы Академии генштаба, которая стала одной из лучших в Европе;

3) перевооружение — строительство парово­го флота, замена гладкоствольного оружия на нарезное.

Итоги: благодаря введению новой систе­мы комплектования численность армии сокра­тилась примерно в 2 раза, а ее боеспособность возросла (за счет введения системы запаса), соот­ветственно уменьшились расходы на содержа­ние армии.

Общие итоги реформ. В 60—70-е гг. XIX в. в ре­зультате реформ Россия окончательно вступила на путь буржуазного развития, но сохранявшие­ся пережитки феодализма: огромный фонд поме­щичьих земель при малоземелье крестьян, абсо­лютная монархия — тормозили это развитие. В 1870-е гг. правительство замедлило ход прове­дения реформ. В ответ возникает широкое оппо­зиционное движение за дальнейшее углубление реформ, доведение их до конца, принимающее в том числе и экстремистские формы (революцион­ное народничество).