logo
logo

27 декабря 1922 г. РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР подписали Договор об образовании СССР. В ведение Союза переходили вопросы обо­роны, внешней политики, государственной безо­пасности, охраны границ, внешней торговли, транспорта, бюджета, связи и денежного обраще­ния. При этом декларировалось право свободного выхода республик из состава СССР.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Сове­тов ратифицировал Союзный договор. В январе 1924 г. была принята Конституция СССР.

Далее следует проследить изменение состава СССР в 20—30-е гг., обратив особое внимание на то, каким образом происходило пополнение СССР. Кроме того, следует рассказать об изменении на­циональной политики после прихода к власти Сталина, выразившемся в фактическом возврате к имперским традициям сверхцентрализации и реализации «плана автономизации». Особо на­глядно это проявилось в политике насильствен­ной депортации целых народов по обвинению в сотрудничестве с оккупантами в 1941—1942 гг.

(* Перечислите, какие народы были депортированы и куда.

Ответ: немцы Поволжья, крымские татары, чечен­цы, балкарцы, калмыки и др.; в основном в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.)

Религиозный вопрос в СССР в 1920-1940-е гг. Необхо­димо раскрыть причины антицерковной полити­ки большевиков: они рассматривали церковь как идеологического конкурента, — а также причи­ны изменения этой политики и некоторого сбли­жения государства и Православной церкви в го­ды Великой Отечественной войны.

Ключевые даты

Январь 1918 г. — Декрет об отделении церк­ви от государства и школы от церкви. Начало ан­тицерковной пропаганды и репрессий против священнослужителей.

Февраль 1922 г. — декрет о конфискации церковных ценностей под предлогом борьбы с го­лодом в Поволжье, нанесший серьезный удар по финансово-экономическим позициям церкви.

Апрель — май 1922 г. — судебные процессы над духовенством. Арест патриарха Тихона.

Май 1922 г. — поощрение раскола в Право­славной церкви: создание молодыми священни­ками, сочувствовавшими советской власти, «Жи­вой православной церкви».

1925 г. — создание Союза воинствующих без­божников. Смерть патриарха Тихона и запрет из­бирать нового патриарха.

Вторая половина 1920-х — 1930-е гг. — апо­гей гонений на церковь, массовое разрушение и закрытие храмов.

1941 — 1943 гг. — смягчение позиции госу­дарства по отношению к церкви, которая ста­ла рассматриваться как дополнительная сила в обеспечении патриотического подъема. В 1943 г. было разрешено избрать патриарха. Им стал митрополит Сергий (Страгородский). С этого мо­мента начинается негласное сотрудничество церкви и государства.

Советская культура в 1920-1930-е гг.

Главное собы­тие — проведение культурной революции. Сле­дует выявить две стороны этого процесса:

1) стремление приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы насе­ления, борьба с неграмотностью: создание ликбе­зов, изб-читален и т. д.;

2) идеологизация культуры, неприятие куль­турного развития предшествовавшего, дореволю­ционного этапа: разрушение храмов, памятни­ков, высылка из страны инакомыслящих («фи­лософский пароход» 1922г. и т. д.), насаждение идеологического единообразия как предпосылки создания тоталитарного государства.

Итоги: к середине 1930-х гг. была почти полностью ликвидирована неграмотность, введе­но бесплатное всеобщее обязательное семилетнее обучение (в городах), огромными тиражами пе­чатались книги и т. д. Но следует иметь в виду, что во многом это делалось ради конкретной по­литической цели — усиления идеологического воздействия на население: неграмотные читать передовицы газет, естественно, не могут.