logo
logo

Главная особенность — сильные позиции бояр­ства и слабая княжеская власть. Причины этого:

•   особенности землевладения — плодородные земли, дававшие богатый урожай, привлекали внимание феодалов из других районов, которые захватывали их, а не получали от князя;

•   наличие многочисленных городов с устояв­шимися вечевыми традициями — народные со­брания стремились участвовать в принятии по­литических решений и ограничивали княже­скую власть;

•   в княжестве так и не сложилось постоянной династии, князья часто сменяли друг друга на престоле, что также не способствовало усилению княжеской власти.

Характерная черта внутренней жизни кня­жества — постоянные междоусобные войны. Од­нако в его истории можно выделить три периода временного усиления княжеской власти:

1)   1153—1187 гг. — правление Ярослава Осмомысла в Галиче;

2)   1170—1205   гг. — правление Романа Мстиславича в Волынском княжестве. В 1199 г. он объединил Галич и Волынь, в 1203 г. захватил Киев;

3)   1221 —1264 гг. — правление Даниила Ро­мановича, сына Романа Мстиславича. Он вновь объединил Галицкое и Волынское княжества, присоединил Киев и во время монгольского на­шествия был одним из немногих князей, оказав­ших монголам достойное сопротивление.

После смерти Даниила Романовича княжество распалось, и в последующие десятилетия большая его часть вошла в состав Польши, Лит­вы и Венгрии.

Новгородская земля. Главная осо­бенность — республиканская форма правления с 1136 г. (дата изгнания Всеволода Мстиславича за попытку вмешательства в дела Новгорода).

Структуру управления Новгорода удобнее изучать, условно выделив законодательную, ис­полнительную и судебную ветви власти, хотя в то время подобного разделения властей, естествен­но, не было, и отдельно охарактеризовав роль князя в Новгороде.

Законодательная власть. Высший ор­ган — общегородское вече, в котором участво­вало не все мужское население, а только владель­цы городских усадеб, т. е. около 300—500 чело­век. Функции вече: принятие законов, установ­ление налогов, рассмотрение вопросов внешней политики, избрание высших должностных лиц — князя, посадника, архиепископа. На деле все ре­шения принимал Совет господ (20—30 человек), а вече лишь голосовало за эти решения. Кончанские и уличанские вече (город делился на «кон­цы», т. е. районы, а «концы» — на улицы) реша­ли местные хозяйственные вопросы.

Исполнительная власть. Высшее долж­ностное лицо — посадник избирался общегород­ским вече из числа наиболее влиятельных бояр. Его функции: решал вопросы текущего управле­ния, руководил внешней политикой, командовал народным ополчением. Тысяцкий, по сути, помощник посадника, отвечал за сбор налогов. На местах исполнительная власть принадлежала кончанским и уличанским старостам.

Судебная власть. Наибольшие полномочия в сфере судебной власти принадлежали архи­епископу, который избирался городским вече и затем утверждался Киевским митрополитом. Кроме того, архиепископ выполнял функции но­тариуса по крупным сделкам, у него хранились государственная печать и эталоны мер и весов, он вместе с посадником контролировал государ­ственную казну. Частично судебные функции принадлежали также посаднику и князю.

Князь занимал особое место в структуре уп­равления Новгорода. С 1136 г. он избирался из числа представителей трех княжеских динас­тий: владимирской (Мономаховичи), смоленской (Ростиславичи) и черниговской (Ольговичи) — на условиях невмешательства во внутренние де­ла Новгорода. Ему запрещалось приобретать соб­ственность в городе, его резиденция находилась за пределами Новгорода. Главная функция — во­енное руководство.

Последствия политической раздробленности:

•   положительные — в условиях конкуренции ускорилось экономическое и культурное разви­тие княжеств;

•   отрицательные — резко снизилась оборо­носпособность русских княжеств, что прояви­лось во время монгольского нашествия.