logo
logo

Ответ по истории культуры любого периода рекомендуется строить по единому плану. На­чать следует с определения самого понятия «куль­тура» : это совокупность материальных и духов­ных ценностей, существующих на определенном этапе исторического развития и передающихся из поколения в поколение. Затем необходимо выявить характерную черту развития культуры конкретного периода и описать достижения в ли­тературе, архитектуре, искусстве и т. д.

Культура Древнерусского государства. Характер­ная черта — огромное влияние принятия хрис­тианства на становление и развитие культуры. Его проявления:

в литературе — окончательно сложилась письменность (кириллица), появились первые рукописные книги духовного и реже светского содержания («Изборник» Святослава, «Слово о За­коне и Благодати» Илариона, «Поучение Влади­мира Мономаха»), возникло летописание (ПВЛ Нестора). Основной материал для письма — пер­гамен, т. е. особым образом выделанная кожа те­лят, и береста (берестяные грамоты в Новгороде);

в архитектуре — появились первые соору­жения из камня: церковь Богородицы (Десятин­ная) в Киеве (989—996), соборы Святой Софии в Киеве (1037—1043) и Новгороде (1045—1050).

(* Что означал культ Святой Софии и почему главные хра­мы государства были именно так названы?

Ответ: стрем­ление показать свое равенство с Византией, где главный собор также был назван в честь Святой Софии.)

Необ­ходимо отметить, что если первоначально в ка­честве образца использовались византийские крестово-купольные храмы, то с конца XII в. по­явились и элементы национального стиля — за­вершение глав храмов в форме луковицы или шле­ма воина (в Византии — полусфера);

в живописи — появление иконописи (в ос­новном копировались византийские иконы). Сле­дует также отметить использование при украше­нии храмов фресок (роспись по сырой штукатур­ке) и мозаики.

Следует отметить и достижения в развитии ремесла, прежде всего оружейного и ювелирного (техники «зернь» и «скань»).

Культура русских земель периода политической раз­дробленности. Характерная черта — появление многочисленных новых культурных центров по­мимо Киева и Новгорода, конкурировавших меж­ду собой. Проявления этого:

в литературе — возникло несколько аль­тернативных центров летописания. Наиболее яр­кие из них — новгородская школа (характер­ная черта — восхваление Господина Великого Новгорода), владимирская школа (характер­ная черта — восхваление княжеской власти), галицко-волынская школа (характерная черта — наличие многочисленных лирических отступле­ний, яркость стиля; главный герой — Даниил Галицкий);

в архитектуре — наиболее важную роль играли две школы: новгородская (главная чер­та — суровость стиля, минимум украшений, ос­новной материал — кирпич; пример — церковь Спаса на Нередице, 1198 г.) и владимирская (главная черта — декоративность, монументальность, использование резьбы по камню, основной материал — белый известняк; примеры — церковь Покрова на Нерли, 1165 г., Успенский собор во Владимире, 1158—1160 гг., Дмитриевский собор во Владимире, 1154—1197 гг.).

Вывод: к моменту монгольского нашествии русская культура находилась на достаточно высоком уровне развития и по меньшей мере не уступала культуре стран Запада.