logo
logo

Основными отраслями хозяйственного комплекса Калининградской области, формирующими налоговые доходы бюджета, в 1996 году являлись торговля, материально-техническое снабжение и сбыт, строительство, топливная промышленность и электроэнергетика. Роль банковской сферы, рыбной и легкой промышленности незначительна. В 1996 году снизились поступления в бюджет от транспортного комплекса, строительных организаций и предприятий, целлюлозно-бумажной промышленности.

Регулирование межбюджетных отношений происходит за счет выделения дотаций, субвенций, взаимных зачетов, выплаты трансфертных платежей, финансирования капитальных вложений по целевым федеральным программам. Дополнительные доходы в бюджет области поступают по двум основным каналам: «формальному» и «неформальному». Трансфертные поступления определяются законодательно и оказываются регионам с 1994 года из фонда финансовой поддержки, созданного за счет поступлений от налога на добавленную стоимость в консолидированный бюджет Российской Федерации. Финансовая помощь предоставляется регионам, получившим статус региона «нуждающегося в поддержке» или региона «особо нуждающегося в поддержке». Область отнесена к региону «нуждающемуся в поддержке». В 1994 году трансферт составлял всего 2,6% от общей суммы доходов консолидированного бюджета области, тогда как «неформальные» поступления (дотации, субвенции, взаиморасчеты) превышали 15%. Объемы «неформальных» дополнительных поступлений в бюджеты территорий обусловлены в основном умением руководства регионов «выбить» их у федерального центра.

Расходы консолидированного бюджета области (без остатков бюджетных средств) 1449,7 млрд. рублей. На капитальные вложения направлено 17,6 млрд. рублей, на финансирование областных социальных программ 27,7 млрд. рублей.

В 1993-1996 гг. отмечается отчетливая тенденция усиления социальной ориентации бюджета. Удельный вес расходов на социально- культурные мероприятия возрос с 34,8 до 53,3%, на сферы народного хозяйства снизился с 50,9 до 25,4%. На финансирование социально- культурной сферы направлено 784,4 млрд. рублей, народного хозяйства 228,3 млрд. рублей. Кроме того, на правоохранительную деятельность, национальную оборону, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций 38,3 млрд. рублей (2,6%). Расходы на социальную политику достигли 153,6 млрд. рублей (10,4% всех расходов).

За это же время доля финансовых ресурсов предприятий хозяйственного комплекса сокращается при одновременном возрастании удельного веса доходов органов государственной власти и управления. Доля ресурсов предприятий снизилась с 46,4 в 1992 году до 27,3% в 1996 году, а доля органов власти и управления области возросла соответственно с 38,4 до 55,6%. Удельный вес внебюджетных фондов колеблется от 15,2 до 17,1%.

Основным источником средств предприятий являются чистая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в бюджеты всех уровней, а также амортизационные отчисления. В структуре балансовой прибыли по хозяйственному комплексу области в 1993-1994 гг. значительное место занимала прибыль от прочей реализации. Характерно, что в 1993-199,4 годах всего лишь две трети прибыли было сформировано за счет основной производственной деятельности (табл. 44).

В 1992-1996 гг. происходил процесс дифференциации отраслей и предприятий по размерам прибыли. Прибыль в промышленности распределяется крайне неравномерно. Восемь десять предприятий располагают практически всей прибылью, получаемой в промышленности. В 1996 году три основные отрасли (машиностроение и металлообработка, рыбная и целлюлозно-бумажная) были убыточны, финансовое положение предприятий ухудшилось. Около 42% предприятий убыточны. Убытки достигли 216,4 млрд. рублей.

В распоряжении предприятий, организаций остается не более половины средств от валовой прибыли с учетом уплаты налога на прибыль и налога за превышение нормируемой величины расходов на оплату труда (до 1.997 г.). Кроме того, из чистой прибыли предприятия возмещают проценты по ссудам банков, выплачивают просроченные и отсроченные ссуды, а также штрафы, санкции, вносимые в бюджет. Высокая инфляция не позволяет предприятиям реального сектора экономики рационально использовать прибыль. Например, в 1994 году чистая прибыль использовалась следующим образом: развитие производства (капвложения), текущее содержание объектов социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства 8,1%; денежные выплаты и социальные льготы работникам с платежами на социальные нужды 24%; погашение кредитов и займов 4,8%; платежи поставщикам за сырье, материалы, топливо 2,5%.

В структуре затрат на производство и реализацию продукции происходят существенные изменения (табл. 45).

В последние годы возрастает доля амортизационных отчислений в структуре собственных источников предприятий, организаций. Однако амортизационные отчисления до сих пор не являются основным источником финансирования инвестиций, несмотря на их увеличение за счет переоценки основных фондов. Направлению амортизационных отчислений на капитальные вложения мешают инфляционные процессы в производственной сфере, отсутствие действенного механизма защиты инвестиций. Кроме того, необходимо учитывать, что возрастание амортизационных отчислений приводит к росту издержек (себестоимости) производства, а следовательно, и к сокращению другого собственного источника капитальных вложений прибыли.

С 1995 года снижается платежная дисциплина в промышленности, строительстве, на транспорте и в сельском хозяйстве.

По состоянию на 01.12.1996 г. кредиторская задолженность, задолженность по кредитам банков и полученным займам предприятий промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства составила 2198,6 млрд. рублей, в том числе просроченная 780,9 млрд. рублей. Просроченная кредиторская задолженность 733,8 млрд. рублей, в том числе поставщикам 314,3, в бюджет 142,1; по платежам в государственные внебюджетные фонды 126,8 млрд. рублей. В 1996 году произошло резкое увеличение задолженности во внебюджетные фонды. Дебиторская задолженность 1177,3 млрд. рублей, в том числе просроченная 530, 8 млрд. рублей. Задолженность по заработной плате 79,3 млрд. рублей, в том числе в машиностроении и металлообработке 19,1, рыбной промышленности 17,7 млрд.рублей.

По состоянию на 01.09.1996 год в области действовало 23 самостоятельных коммерческих банка и 22 филиала. Кроме того, функционировало 17 филиалов банков, головные конторы которых находились за пределами области. За счет кредитных ресурсов мобилизуется менее 1% финансовых ресурсов области.

По состоянию на 1.01.96 г. кредитные вложения составили 278,5 млрд. рублей. Основной удельный вес (93 Д %) занимают краткосрочные ссуды. Вложения в инвестиции вследствие инфляции незначительны. Основная масса кредитов, предоставляемых коммерческими банками за счет собственных ресурсов (без кредитов ЦБ), это кредиты предприятиям и организациям (около 80%). Вместе с тем увеличивается удельный вес кредитов, предоставляемых населению (8%) и другим банкам (12 %). По данным агентства банковской информации, Калининградская область, наряду с Северо-Западным и Центральным регионами РФ, является наиболее привлекательной с точки зрения инвестиционного климата. Значительные финансовые ресурсы коммерческими банками Калининградской области направляются для приобретения различных видов государственных ценных бумаг.

Структура денежных доходов и расходов населения в 1992-1996 гг. претерпела существенные изменения. В структуре доходов возрос удельный вес прочих источников, пенсий, пособий и стипендий . Доля доходов от предпринимательской деятельности, от собственности возросла более чем в четыре раза. Пенсии, пособия и стипендии (социальные тансферты) превысили 23% всех доходов. Вместе с тем резко сократилась роль заработной платы.

Сбережения населения во вкладах и ценных бумагах, расходы на покупку валюты в 1996 году достигли 25-29% всех доходов. При этом на покупку валюты граждане в 1996 году израсходовали около 1200 млрд. рублей (24-25%) всех доходов. В последнее время сокращается количество денег на руках у граждан. Остатки вкладов в банках (с учетом валютных вкладов) по состоянию на 01.12.1996 г. составили 604,5 млрд. рублей