logo
logo

Административно-территориальное устройство области первоначально было определено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 07.09.1946 г. По Указу образован 21 район, в том числе 17 сельских и 4 городских в Калининграде. В ходе дальнейшего экономического и социального развития области административно- территориальное устройство совершенствовалось и корректировалось. В апреле 1958 года на территории Советского района создан Неманский район с центром в городе Неман. В связи с укрупнением и объединением административно-территориальных структур ликвидированы Калининградский сельский, Большаковский, Железнодорожный и Ладушкинский районы. Города Калининград и Советск стали самостоятельными административно-территориальными структурами. С 1965 года Приморский район переименован в Зеленоградский. В 1977 году был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, по которому вносился ряд изменений в административно-территориальное устройство. Сейчас в области насчитывается 13 сельскохозяйственных районов, три городских округа, г. Пионерский и подчиненные ему населенные пункты, двадцать два города, 1094 населенных пункта.

Область компактна, половина городов областного подчинения и районных центров расположена от Калининграда на расстоянии до 50 км, десятая часть от 50 до 100 км, треть районов от 100 до 150 км и один район (Краснознаменский) на расстоянии 163 км.

В настоящее время численность населения в Калининградском регионе составляет свыше 930 тыс. человек. Динамика численности населения показывает, что начиная с 1956 года увеличивается рост городского населения с 391,6 (1956 г.) до 726,4 тыс. человек (1996 г.). В то же время сельское населения за этот же период сократилось с 218,6 до 205,8 тыс. человек.

Население Калининградской области многонационально. В области проживают граждане около 100 национальностей

В период между переписями населения 1979 и 1989 годов в общей численности населения возрос удельный вес русских, украинцев, национальностей Кавказа, Закавказья, Средней Азии, немцев и сократилась доля белорусов, прибалтийцев.

В формировании населения области снижается роль естественного прироста, возрастает роль миграции. Начиная с 1980 года естественный прирост населения держался на одном уровне практически до 1988 года. После этого включительно до 1992 года наблюдался резкий спад естественного прироста населения, а с 1992 года он перешел в естественную убыль населения. В первую очередь это связано с ухудшением возрастной структуры населения, его старением, но главная причина все же связана с сокращением повозрастных показателей рождаемости и переходом от расширенного в конце 1980-х годов к суженому режиму воспроизводства населения.

Начиная с 1988 года положительное сальдо миграции резко увеличилось с обычных для первой половины 1980-х 5,5 до 13,4 тыс. человек в 1990 году.

Пик миграции пришелся на 1994 год (18,4 тыс. человек), затем через год сократился до 10,5 тыс. человек. Приток мигрантов, безусловно, усиливает экономическую активность в регионе, но в то же время он увеличивает безработицу и создает массу социальных проблем. В настоящее время возникла острая необходимость регулирования въезда и выезда в Калининградскую область в соответствии с федеральным законодательством.

Следует отметить, что в Калининградской области до недавнего времени наблюдалось расширенное воспроизводство населения и трудовых ресурсов. Например, уровень рождаемости в расчете на 1000 жителей колебался в пределах 15-20. Это более высокий уровень, чем в других регионах России. Если рассматривать этот показатель с 1950 года, то уровень рождаемости составлял 45,4. К 1965 году он уменьшился до 16 и держался с незначительным сокращением до 1988 года. С этого периода уровень рождаемости постоянно уменьшается. В настоящее время наблюдается буквально обвальная тенденция к ограничению рождаемости и сокращению числа детей в семье. Уровень рождаемости снизился до 8,5 рождений в расчете на 1000 жителей, а это уже означает суженое воспроизводство населения.

В современных экономических условиях резкое снижение рождаемости объясняется отсутствием четкой демографической политики, поощрения рождаемости. К сожалению, социальные выплаты на детей настолько низки, что они абсолютно не стимулируют увеличение количества детей в семье, а следовательно, нужно быть готовым к низкому уровню рождаемости в течение достаточно длительного времени. Проблемы уровня рождаемости дополняются увеличением смертности населения. Если с начала 1950-х годов и до начала 1990-х смертность держалась примерно на одном уровне, то с 1991 года она резко увеличилась.

С начала 1990 годов резко увеличилась смертность населения от алкогольных отравлений, самоубийств и убийств, а также от несчастных случаев, связанных с автодорожными происшествиями и транспортом. К сожалению, эта негативная тенденция уменьшается очень медленно.

Для структуры населения характерна следующая диспропорция: женщин намного больше, чем мужчин. По микропереписи 1994 года мужчины составляли 46 % населения, женщины 54%. Диспропорция за последние годы возрастает, что связано с более высокой смертностью среди мужчин. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин 58,8 лет, женщин 71 год. Средний возраст мужчин 33,6 лет, женщин 38 лет.

К сожалению, по сравнению с 1989 годом ухудшаются пропорции возрастного состава населения области.

Происходит старение населения. Доля людей пенсионного возраста в общей численности населения достигает 20,220,3%. Каждый девятый житель области имеет возраст свыше 65 лет.

Таким образом, демографическая ситуация в регионе остается чрезвычайно острой. Продолжает сокращаться естественный прирост, вследствие снижения рождаемости и увеличения смертности населения, ухудшается возрастная структура населения, диспропорциональна половая структура, резко увеличивается положительное сальдо миграции.

Общее положение усугубляется из-за отсутствия целенаправленной государственной демографической политики и политики в области занятости и трудовых ресурсов. Кроме того, большие задачи по проблемам демографического развития стоят перед региональными органами управления. Предстоит установить региональные особенности и различия демографических и социально-экономических процессов и увязать их с проблемами территориальной локализации и эксклавности, разработать комплекс мер по предотвращению угрозы депопуляции и отрегулировать миграционные процессы в соответствии с потребностями экономики.

Численность экономически активного населения области в последние годы сокращается.