logo
logo

Реальные условия для воспроизводства человека в первую очередь зависят от состояния основных отраслей социальной сферы. Однако за последние десятилетия остаточный принцип выделения средств на развитие социальной инфрастуктуры довел ее до критического состояния. Материальная база социальной сферы по-прежнему считается самой отсталой и запущенной. Например, удельный вес основных фондов непроизводственного назначения остается таким низ-ким (примерно 8%), что Калининградская область по обобщенному показателю, характеризующему потенциал материально-технической базы социальной инфраструктуры (фондооснащенность на одного жителя), находится на одном из последних мест среди регионов Российской Федерации. Кроме того, по ряду показателей, которые принципиально определяют уровень жизни населения, и в первую очередь по количеству жилой площади на душу населения, а также по уровню ее благоустройства, по основным показателям развития здравоохранения, народного образования, культуры и искусства, коммунального и бытового обслуживания, особенно по потреблению населением основных продуктов питания, Калининградская область отстает не только от Северо-Западных регионов, но и в целом от общероссийских показателей.

К сожалению, исходный уровень развития основных отраслей социальной сферы также характеризуется крайней отсталостью и неразвитостью. На этой проблеме следует остановиться более подробно.

Система здравоохранения области представлена 106 медицинскими учреждениями (больницы, амбулатории, фельдшерско- акушерские пункты), 81 санаториями и учреждениями отдыха. В здравоохранении работают 3,6 тыс. врачей всех специальностей и 9,6 тыс. среднего медицинского персонала.

Обеспеченность населения области врачебными амбулаторно - поликлиническими учреждениями, врачами всех специальностей и средним медицинским персоналом меньше, чем в среднем по России. По степени обеспеченности населения врачами, больничными койками, стоимости основных фондов (на 1 жителя) учреждений здравоохранения область занимает соответственно 50, 36 и 61 места в Российской Федерации. Мощность поликлиник возросла на 650 посещений в смену. Не улучшилось медицинское обслуживание населения за счет переоснащения учреждений здравоохранения передовой диагностической и лечебной аппаратурой, внедрения современных методов лечения.?

Значительная часть больниц, медицинских учреждений области располагается в довоенных зданиях, которые требуют проведения капитального ремонта, около 20-25% подлежат сносу. Основные задачи в сфере здравоохранения населения области, по нашему мнению, заключаются в разработке и осуществлении мероприятий, которые позволят повысить качество медицинского обслуживания за счет внедрения новейшего оборудования и новых методов лечения, укрепления материально-технической базы. Особое внимание целесообразно обратить на замену существующего коечного фонда в старых зданиях, обеспечение коммунальными услугами, повышение роли первичного звена амбулаторно-поликлинических учреждений, развитие системы медицинского страхования. Структурные преобразования в сфере здравоохранения указывают на необходимость переориентации бюджетных средств в пользу амбулаторно-поликлинических учреждений.

В Калининградской области функционируют 455 детских дошкольных учреждений, 395 государственных дневных общеобразовательных школ, 9 лицеев и 4 гимназии, 24 профессионально- технических учебных заведения, 13 средних специальных учебных заведений (статус колледжа имеют 8), 5 высших учебных заведений. Сравнительная характеристика охвата детей дошкольными учреждениями и учащихся, занимающихся в дневных общеобразовательных школах во вторую смену в области и России.

В период с 1961 года по настоящее время темпы ввода в эксплуатацию детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ в области отставали от среднероссийских темпов ввода. Более того, российские темпы ввода дошкольных учреждений, общеобразовательных школ в 1966-1970, 1976-1980, 1981-1985 годах по отношению к предыдущим периодам не возрастали, а даже сокращались. Сокращение объемов ввода привело к значительным диспропорциям в системе образования области. При удельном весе численности населения области в общей численности населения России 0,56 0,63%, удельный вес ввода в действие дошкольных учреждений, школ в течение последних 35 лет не превышал 0,4 0,5% от среднероссийских показателей. По стоимости основных фондов образования (на 1 жителя) область занимает 77 место в России.

В детских дошкольных учреждениях численность дошкольников снизилась с 48,4 (1990 г.) до 30,6 тыс. человек (1996 г.), что объясняется высокой стоимостью мест и неспособностью родителей оплатить услуги за содержание детей. Большая часть детских дошкольных учреждений располагается в зданиях, которые требуют капитального ремонта. Из-за дефицита местных бюджетов снижаются качество питания и медицинского обслуживания.

В 295 государственных дневных общеобразовательных школах обучается 133,2 тыс. учащихся, в 9 лицеях 8,8 тыс. учащихся, в 4 гимназиях 3 тыс. учащихся. В области работает одна негосударственная общеобразовательная школа «Ганзейская ладья». Крайне неудовлетворительной остается материально-техническая база учреждений образования: 23% нуждаются в капитальном ремонте; 3% школ расположены в аварийных зданиях. В каждой пятой школе отсутствует канализация, каждой пятнадцатой водопровод, каждой двадцатой центральное отопление. В последние годы возрастает нагрузка на одно учебное место и все больше детей обучаются во вторую и третью смены. Так, если в 1991 году во вторую смену обучалось 23,0% учащихся, то в 1996 году уже более 28,5%. В третью смену учатся 2,3% школьников. Текущие расходы на обучение одного учащегося составляют 25-30% от необходимого уровня.

Важное место в системе образования занимает подготовка специалистов со средним специальным и высшим образованием. В 1996 году в 13 средних специальных учебных заведениях обучилось 11,2 тыс. студентов. В трех высших учебных заведениях обучалось 13,4 тыс. студентов. Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в области сокращается. В трех ведущих вузах области Калининградском государственном университете, Калининградском техническом университете, Балтийской государственной академии расширяется практика платного обучения. В 1996 году на условиях полного возмещения затрат обучалось около 21% всех студентов. В 1995-1997 годах резко возросло число вузов, в которых ведется подготовка специалистов-экономистов. Высшее экономическое образование можно получить в десяти вузах, филиалах и учебно- консультационных пунктах различных вузов. Среди них, кроме трех уже упоминавшихся ведущих государственных вузов области, выделим филиал Санкт-Петербургского государственного аграрного университета, учебно-консультационные пункты Российского государственного открытого технического университета путей сообщения, Московского международного славянского института, Международного института экономики и права. Переподготовка ведется в Калининградской международной школе бизнеса, Калининградской высшей школе управления, Всероссийском институте повышения квалификации работников рыбного хозяйства. В условиях проведения рыночных реформ среди проблем повышения качества подготовки специалистов можно выделить: укрепление материально-технической базы, повышение профессиональной и теоретической подготовки, демократизацию управления и организацию учебного процесса, поиск дополнительных источников финансирования, в том числе и за счет создания внебюджетных фондов, развитие коммерческой деятельности.

В настоящее время в области работают 323 массовых библиотеки, в которых насчитывается 6,8 млн. экземпляров различных книг и журналов. Открыто 9 музеев, 3 профессиональных театра. Темпы строительства объектов культуры в период с 1980 года резко сократились. Сохраняется высокая диспропорция в уровне развития инфраструктуры культуры в сельской местности и городах области. Снизились абсолютные показатели посещаемости населением учреждений культуры. Так, например, в 1991 году театры посетили 444 тыс. человек, в 1995 году всего 157 тыс. В целом для инфраструктуры культурных учреждений характерны те же проблемы, что и для инфраструктуры здравоохранения, образования.

Среди приоритетных проблем социального развития области, воспроизводства человека важнейшая роль отводится проблеме жилищного строительства, обеспечения жильем и степень его благоустройства.

В период с 1961 по 1991 год в Калининградской области в эксплуатацию введено 7,98 млн. кв. метров общей площади жилья. За 1991-1995 годы введено 1,38 млн. кв. метров. Удельный вес вводимого жилья в области составлял 0,30 0,54% от среднероссийского. При этом доля населения области в России всегда превышала долю вводимого жилья. Это свидетельствует об отставании темпов жилищного строительства в области от среднероссийских показателей. В 1996 году обеспеченность населения области составляла 17,8 кв. метров общей площади, а в среднем по России 18,4 кв. метров. Общий жилищный фонд области по состоянию на 1 января 1997 года равнялся 16,6 млн. кв. метров общей площади. В области более высок удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда. В очереди на получение жилья стоят 56 тыс. семей, что составляет 23% от общего числа семей в области. Благоустройство жилищного фонда характеризуется следующим образом: оборудовано водопроводом 88% жилищного фонда, канализацией 82%, центральным отоплением 66%, ваннами (душем) 66%, газом 94%, горячим водоснабжением 60%, напольными электроплитами 4%. Обеспеченность сельского населения удобствами отстает от среднероссийских показателей. Различия объясняются значительной долей домов довоенной постройки.

Решение жилищной проблемы в условиях сокращения бюджетных централизованных ресурсов, средств предприятий и организаций крайне осложнилось. В связи с этим целесообразно укрепить тенденцию повышения доли индивидуального строительства за счет предоставления гражданам льготных кредитов, выпуска жилищных займов, образования областного фонда социального жилья, фондов социального развития предприятий и организаций различных форм собственности. Повышение степени обеспеченности населения области благоустроенным современным жильем является важнейшим фактором улучшения общей демографической ситуации.