Следует отметить, что социально-экономическое развитие Калининградского региона осуществляется на основе вышеперечисленных законодательных и нормативных актов, а также с использованием программного метода управления, разработки и реализации федеральных и областных программ. В 1995-1996 гг. из действующих на территории области 34 государственных программ федеральный центр предусматривал реализацию только 20-22 (в среднем 60% от общего их числа). На их выполнение выделено 0,6 трлн. рублей госинвестиций, что составляло лишь пятую часть заявленных объемов.

В течение двух лет госзаказчиками не предусматривалась реализация таких социальных программ, как «Развитие индустрии детского питания» и «Дети-инвалиды», входящих в состав Президентской'программы «Дети России», а также «Совершенствование психической помощи», «Улучшение условий и охраны труда» и других. Отраслевые министерства не включали в свои планы выполнение в Калининградской области мероприятий по производственным программам «Возрождение торгового флота», «Совершенствование системы управления перевозками на воздушном транспорте», «Развитие средств связи и информатики».

Лишь на 5-10 % удовлетворены заявки на строительство объектов сельского хозяйства («Возрождение российской деревни»), автотрасс («Дороги России»), учебных заведений («Развитие образования»). Четвертая часть от запрошенных лимитов выделена на возведение объектов ТЭК («Топливо и энергия»), здравоохранения («Анти- СПИД»), очистных сооружений («Экологическая безопасность»). В половинном размере выделены капиталовложения на объекты мукомольной промышленности («Хлеб России») и жилые дома («Жилище»), включая программы по строительству жилья для уволенных в запас или отставку военнослужащих, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и других категорий граждан.

Однако и эти 5-10% капиталовложений не освоены в полном объеме, поскольку в большинстве своем не подкреплялись бюджетными ассигнованиями. Например, в 1996 году выделенные лимиты были профинансированы на 30%, 1995 на - 61%; 1994 - на 26%; в 1993 - на 60%. Ограниченность выделяемых в последние годы ресурсов не позволяет выдерживать намеченные темпы работ на важнейших стройках и отодвигает на неопределенное время выполнение предусмотренных федеральными программами важнейших заданий.

Не обеспечен в установленные сроки (1994-1995 гг.) ввод в эксплуатацию цеха детского питания на Калининградском молкомбинате, Озерского сырзавода, объединенных очистных систем Калинин-града, Советска и Немана, предприятий промышленности стройматериалов. Сорвана реализация заданий по вводу в 1996 г. очистных сооружений мамоновского РКК, участка детского питания на рыбоконсервном комбинате в областном центре, корпуса инфекционной больницы «Анти-СПИД», элеватора на мельничном предприятии, подземного хранилища природного газа. Существенное отставание складывается на возведении ТЭЦ-2. Несмотря на перенос срока сдачи первой очереди объекта на 1998 г., обеспечить его при сложившихся темпах строительства не удастся (освоение сметной стоимости за 1993-1996 гг. не превысило 6%).

На 1997 г. по России разработано и принято 210 федеральных программ (28 - территориальных, 182 отраслевых). На территории Калининградской области в 1997 году предусматривалась реализация 39 федеральных программ. В дополнение к действующим в 1995-1996 гг. 34 программам подготовлены заявки еще по пяти вновь утвержденным правительством РФ: «Развитие оптовых продовольственных рынков», «Стабилизация и развитие агропромышленного производства», «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания», «Развитие туризма», «Государственная поддержка малого предпринимательства».

К сожалению, приходится констатировать, что только по 13 федеральным программам установлены конкретные задания по Калининградской области.

В то же время - и это особенно отрадно - 29 сентября 1997 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 1259 утверждена федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 гг. В программе выделены стратегически важные отрасли, к которым в настоящее время отнесены транспортный, топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, сфера связи и телекоммуникаций.

В программе следующим образом определены стратегические интересы Российской Федерации в регионе: обеспечение суверенитета России на данной территории; использование территории области в интересах обеспечения обороноспособности страны; ускоренное развитие внешнеэкономических связей России с европейскими странами; превращение области из дотационного региона в регион-донор федерального бюджета. Для организации работы по выполнению программ создается дирекция программы в составе администрации Калининградской области.

При подготовке вышеуказанной и других программ возникало много вопросов о будущем области. Наибольшие дискуссии по данному вопросу в самом регионе проходили в 1990-1994 гг. Администрация области, представительный орган государственной власти, органы местного самоуправления, коллективы научных учреждении и общественности по-разному оценивали возможные модели развития региона. При этом определились два основных подхода: первый - область не нуждается в каких-либо дополнительных полномочиях, так как ничем существенно не отличается от других областей, краев Российской Федерации; второй - государственные власти области должны обладать дополнительными полномочиями, учитывая особое геополитическое положение области. Среди органов государственной власти области и большей части ученых возобладала последняя точка зрения. Вопрос о преобразовании области в республику в составе России официально никогда не ставился. Однако многие положения разрабатываемых в 1992-1995 гг. проектов федеральных законов о Калининградской области свидетельствовали о фактических намерениях получить гораздо большую автономию в составе Российской Федерации.

В 1992 году по поручению Президиума Верховного Совета Российской Федерации областным Советом разрабатывался проект федерального закона «О статусе Калининградской области». Основное содержание проекта закона сводилось к следующим положениям: установление особого статуса, отличающегося от статуса других областей Российской Федерации; перераспределение полномочий, компетенций между федеральными органами России и органами государственной власти области. Федеральные органы передают органам власти Калининградской области осуществление правомочий собственника на объекты федеральной собственности, находящиеся на территории области, полномочий на распоряжение государственным фондом недр, включая континентальный шельф, установление порядка въезда-выезда на территорию области иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Проектом закона предусматривалось: продажа земельных участков как способ привлечения иностранных инвестиций; включение российских и иностранных инвестиций в финансовые ресурсы области; зачисление всех налогов, взимаемых на территории области, в областной бюджет; включение в доходы бюджета финансовых ресурсов государственных предприятий; введение обязательного лицензирования безналичного и наличного обращения иностранной валюты; введение на уровне области прав лицензирования и квотирования экспорта и импорта; принятие решений по вопросам административно-территориального устройства области. Таким образом, ставился вопрос о значительной самостоятельности региона. Разумеется, что такой закон федеральным центром принят не был.

В 1994 году разрабатывается очередной проект закона «Об обеспечении суверенитета Российской Федерации на территории Калининградской области» . Суть закона: предоставление Калининградской области права осуществлять на своей территории финансовые, страховые, валютные, кредитные, таможенные операции, связанные с особенностями ее положения. Авторами проекта закона выделялись одиннадцать особенностей положения области.

  1. Отсутствие административно-территориальной границы с другими субъектами Российской Федерации.
  2. Угроза изоляции путем возможной блокады путей сообщения, транспортных и энергетических коммуникаций, каналов связи.
  3. Отсутствие в области собственных энергоресурсов.
  4. Прямые и скрытые доплаты за транзит грузов, введение залоговых платежей, ограничение потока оборонных грузов и другие дискриминационные акции со стороны сопредельных государств.
  5. Отток части доходов от банковской и страховой деятельности с территории области.
  6. Узкая специализация промышленного комплекса Калининградской области.
  7. Высокая степень экономической интеграции с другими субъектами Российской Федерации.
  8. Необходимость привлечения средств российских й иностранных инвесторов, деловых кругов, предпринимателей в целях социально-экономического развития области.
  9. Необходимость создания реальных гарантий для эффективного функционирования хозяйственного комплекса на условиях льготного налогового и таможенного режима с упрощенным порядком осуществления экспортно-импортных операций и права создания иностранных и совместных предприятий.
  10. Возникновение правовых препятствий для выезда граждан Российской Федерации за пределы области в другие регионы Российской Федерации и возвращения их в область.
  11. Предотвращение иных экстремальных ситуаций, в которые может быть ввергнута Калининградская область.

По нашему мнению, большая часть из указанных особенностей области не может быть отнесено к перечисленным выше проблемам: отсутствие собственных энергоресурсов, отток части доходов с территории, специализация и высокая степень экономической интеграции, необходимость привлечения в экономику области инвестиций, право создания совместных предприятий - все эти проблемы характерны практически для большинства регионов Российской Федерации и должны решаться на уровне Федерации. Положение, которое может возникнуть при экстремальных условиях, ситуациях, угрозе изоляции области не может быть изменено с помощью федерального закона, в котором предусматривается передача полномочий от федерального центра к органам государственной власти области. Как раз наоборот. В экстремальных условиях резко возрастает роль центра.

Справедливости ради следует отметить, что главными целями в проекте закона были все же провозглашены: укрепление суверенитета Российской Федерации на территории области, сохранение неразрывной общности населения области с населением других территорий России, обеспечение безопасности России на ее западной границе и реализация федеральных программ в области социально-экономического, экологического и культурного развития области.

Что же требовали органы власти области от федерального центра для того, чтобы обеспечить суверенитет Российской Федерации на территории области?

  1. Глава исполнительной власти области назначает и освобождает от занимаемой должности на территории области руководителей органов исполнительной власти федерального подчинения.
  2. Органы государственной власти области обладают правом контроля за использованием объектов федеральной собственности, находящихся на территории области, независимо от их ведомственной принадлежности. Не следует забывать, что к объектам федеральной собственности относятся военные объекты, объекты силовых структур, железнодорожного, автомобильного и воздушного транспорта, связи, телекоммуникаций.
  3. При неполном и несвоевременном поступлении средств из федерального бюджета временно направлять в бюджет области части платежей, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
  4. За счет части федеральной доли налогов и сборов (по согласованию) решать вопросы, связанные с льготным налогообложением отдельных категорий юридических и физических лиц.
  5. Право самостоятельно вводить специальные региональные налоги и сборы, надбавки к ставке подоходного налога для отдельных категорий физических лиц.
  6. Нормативные акты, касающиеся таможенного регулирования области, федеральным центром применяются по согласованию с органами государственной власти области. Область определяет порядок квотирования и лицензирования импорта товаров и транспортных средств, ввозимых в область для внутреннего потребления, и экспорта товаров, произведенных на территории области (за исключением нефти и нефтепродуктов). Реэкспорт товаров допускается с разрешения органов государственной власти области.
  7. Вопросы использования природных ресурсов, территориальных вод, континентального шельфа, экономической зоны и побережья Балтийского моря, прилегающих к территории области, и осуществление мер по охране от загрязнения вод Балтийского моря, а также рыбных запасов находятся в ведении органов государственной власти области.
  8. Въезд, выезд, пребывание и выбор постоянного жительства в области регулируется федеральным законодательством и нормативными правовыми актами, принимаемыми органами власти области.
  9. Ведение международных переговоров Российской Федерацией с сопредельными государствами и Республикой Белоруссией, затрагивающих интересы области, осуществляются при участии представительных органов государственной власти области.

По нашему мнению, принятие закона, предусматривающего перераспределение полномочий, фактически привело бы к ослаблению, а не укреплению российского суверенитета над территорией области. Основа сохранений суверенитета состоит в системе международных договоров, заключенных с участием Российской Федерации. Ссылки на какие-либо внутригосударственные законы совершенно бессмысленны при установлении международных отношений. Поэтому более логичным выглядит не ограничение, а укрепление федеральных органов власти, решение федеральными органами проблем укрепления объектов федеральной собственности, развитие производственной инфраструктуры федерального значения, определение центром места и роли области в общероссийском и международном разделении труда и т.д. Российская Федерация обязана взять на себя четкие обязательства, в том числе и в отношениях с Прибалтийскими государствами, другими странами Европы, по защите интересов Калининградской области - своей неотъемлемой территории.

В 1995 году разрабатывается ещё один проект федерального закона «О Калининградской области». Он подготавливался в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О социально- экономическом развитии Калининградской области» № 495 от 18 мая

1995 года. Параллельно разрабатывался и проект закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Последний проект закона практически являлся четвертой модификацией, вариантом законов, которые разрабатывались ранее. Проект закона «О Калининградской области» получил отрицательные заключения министерств и ведомств правительства Российской Федерации. Закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» утвержден Государственной Думой в первом чтении 20 июля 1995 года. Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года. Одобрен Советом Федерации 5 января 1996 года. Президентом России подписан 22 января 1996 года. Основные положения закона подробно описаны в предыдущем разделе.

В период с 1994 года по 1997 год включительно органами власти разрабатывалась также федеральная программа социально- экономического развития области, которая в последующем была переименована в федеральную целевую программу развития Особой экономической зоны в Калининградской области.

Опубликовано в Глава 6. Современные проблемы и главные пути развития эксклавного региона

© 2018 Global - Library . Ru. Все права защищены.
При копировании текста на Ваш ресурс просим указывать страницу - источник.
GlobaL - LibrarY . Ru — Бесплатная интернет библиотека для Вас. По всем вопросам обращаться сюда.