logo
logo

Внешнеторговые связи по перевозке грузов из порта осуществляются более чем с двадцатью странами Западной Европы и Америки. Основными контрагентами являются порты Германии, Франции, Швеции, Норвегии. Грузопотоки порта также связаны с поставками из Северо-Западного, Уральского, Центрального, Волго-Вятского экономических районов России, Украины и Белоруссии. В порту перерабатываются в основном сухогрузы. Навалочные грузы (уголь, стройматериалы, сахар, цветные материалы) составляют 25-35%, генеральные грузы достигают 25-30 % всего объема грузов. В общем объеме перегружаемых грузов до 50% занимает зерно, 10-20 % - древесина.

Морской рыбный порт образован в 1947 году на базе бывшей Лесной гавани. Он обслуживал рыбодобывающий флот. Морской рыбный порт в основном был построен к середине 70-х годов. Имеет 3068 погонных метров причалов, в том числе причалы для бункеровки судов с топливом, оснащенных портальными кранами грузоподъемностью 5-10 тонн, железнодорожными путями, протяженностью 15 км. Порт специализируется на выгрузке, переработке рыбопродукции, имеет мощные холодильники, складские помещения для комплексного снабжения рыбопромыслового флота. В связи с резким уменьшением доставки рыбопродукции в порт ведется интенсивная работа по привлечению экспортно-импортных грузов. После реконструкции в порту обрабатываются насыпные и наливные грузы. Проектная мощность обработки грузов - 2,5 млн. тонн в год. Площадь крытых складов - 42 тыс. кв. метров, открытых - 48 тыс. кв. метров. Имеется емкостный парк в 80 тыс. куб. метров. В порту функционируют два холодильника на 20 тыс. тонн единовременного хранения. Грузооборот с 1992 г. по 1996 г. вырос с 0,93 до 1,5 млн. тонн за счет привлечения к переработке ранее несвойственных грузов: нефтепродуктов, удобрений и продовольственных товаров. Порт может обрабатывать в год более 500 судов и 25 тысяч железнодорожных вагонов с различными грузами. Порт имеет филиал - порт «Пионерский», который используется для базирования среднетоннажного рыболовного флота и перевалки рыбопродукции.

Калининградский речной порт входит в западное речное пароходство и специализируется на перевалке насыпных грузов (строительные материалы, уголь, удобрения, зерно). Проектная мощность - 3 млн. тонн грузов в год. С учетом терминалов в г. Советске протяженность причалов составляет 2,0 км. Годовые объемы обработки грузов сократились с 2,0 (1991 г.) до 1,3 млн. тонн (1996 г.). АО «Западное пароходство» ранее занималось перевозками по внутренним водным путям области, которые в последнее время фактически прекратились. Сейчас пароходство перевозит грузы в 100 портов Прибалтийских государств и стран Северного моря, используя суда типа «река - море». В грузовых перевозках преобладает уголь из Кузбасского бассейна и кокос из Новолипецка и Магнитогорска. Уголь поставляется в Польшу, кокс - в скандинавские страны. На судах пароходства организованы пассажирские перевозки по Калининградскому (Вислинскому) заливу в порты Эльблонг, Фромборг, Криница-Морска.

Сравнительная характеристика мощностей портового комплекса области и портов Балтийского моря приведена в таблице 7.

Наращивание объемов переработки грузов в морских портах области сдерживается состоянием морского канала. Его глубина до 8,0 - 8,5 метров, ширина - 50 - 60 метров, протяженность - более 40 километров приводят к значительным простоям морских судов на рейде. Они достигают 15-20 суток. Известно, что стоимость фрахта одних суток простоя на рейде крупнотоннажных судов достигает 40-50 тыс. долларов США. Дальнейшее развитие морских портов сдерживается также ограниченностью свободных территорий, неудовлетворительными железнодорожными подъездами, межгосударственным разделом дорожных транспортных коммуникаций.

Развитие транспортного комплекса в Калининградской области

таблица 7