counter?id=2204607;js=na Стратегии гэпа
logo
logo

Для того, чтобы более полно использовать управление гэпом, разработаны несколько стратегий гэпа.

Поддерживать диверсифицированный по ставкам, срокам, секторам хозяйства портфель активов. Кроме того, как можно больше кредитов и ценных бумаг, которые можно достаточно легко реализовать на рынке.

Разработать специальные планы операций для каждой категории активов и пассивов для каждого периода делового цикла, т.е. решить, что делать с разными активами и пассивами при данном уровне процентных ставок и изменении трендов движения ставок.

Не стоит связывать каждое изменение направления движения ставок с началом нового цикла процентных ставок.

Примеры стратегий на разных этапах цикла процентных ставок следующие:

  1. первый этап: низкие процентные ставки (ожидается рост ставок):
    • сократить кредиты с фиксированной ставкой;
    • увеличить сроки заемных средств;
    • сократить сроки портфеля инвестиций;
    • продать инвестиции (ценные бумаги);
    • получить долгосрочные займы;
    • закрыть кредитные линии.
  2. второй этап: растущие процентные ставки (ожидается достижение вершины в ближайшем будущем):
    • начать сокращение сроков заемных средств;
    • начать удлинять сроки инвестиций;
    • подготовиться к началу увеличения доли кредитов с фиксированной ставкой;
    • подготовиться к началу увеличения доли инвестиций в ценные бумаги;
    • рассмотреть возможность досрочного погашения задолженности с фиксированным процентом.
  3. третий этап: высокие процентные ставки (ожидается их снижение в обозримом будущем):
    • сократить срок заемных средств;
    • увеличить долю кредитов с фиксированной ставкой;
    • увеличить сроки портфеля инвестиций;
    • увеличить размер портфеля инвестиций (с фиксированной ставкой);
    • запланировать будущую продажу активов;
    • сконцентрировать внимание на новых кредитных линиях для клиентов.
  4. четвертый этап: падающие процентные ставки (ожидается достижение минимума в ближайшем будущем):
    • начать удлинять сроки заемных средств;
    • начать сокращение сроков инвестиций;
    • начать увеличение доли кредитов с переменной ставкой;
    • начать сокращение инвестиций в ценные бумаги;
    • выборочно продавать активы (с фиксированной ставкой или доходом);
    • начать планирование увеличения долгосрочной задолженности (с фиксированной ставкой).

При рассмотрении вышеприведенных стратегий важно помнить первоочередную задачу банка в любое время: увеличить чистую процентную маржу в рамках установленных политикой банка параметров риска. Тем не менее, процентные ставки и степень риска, присущая активам и обязательствам - это переменные величины, определяемые внешними силами, на которые отдельный банк не может повлиять и будущее направление которых трудно предсказать. Следовательно, управление активами и обязательствами - это непрерывный процесс, требующий привлечения наиболее подготовленных и опытных кадров ресурсов банка. Частный пример того, как банки могут измерить уровень чувствительности процентных ставок, соотнося их к гэпу активов/обязательств по разным категориям сроков погашения, разобран в Приложениях 24 и 25.

Прибыльность банка устанавливается не только чистой процентной маржой и контролем затрат, не связанных с выплатой процентов, (включая резерв на неуплату кредитов и списания), но также с получением дохода, не связанного с процентами по кредитам (вознаграждений и комиссионных, доходов от операций с инвалютами).

В значительной степени потенциал получения прибылей от этой категории операций определяется правилами правительства и центрального банка, которые определяют сферу деятельности банка (также как, конечно, ценовым конкретным окружением банка). Там, где законодательство позволяет коммерческим банкам осуществлять операции торговых и/или инвестиционных банков, объем дохода от операций, не связанных с процентами по кредитам, становится довольно значительным, и может служить элементом стабилизации дохода и риска.