Производство товаров и услуг с целью получения прибыли предполагает не только затраты, связанные с трансформацией факторов производства в готовую продукцию, о чем говорилось выше, но и затраты по организации экономических связей между субъектами рыночных отношений. Поэтому все затраты фирмы можно разделить на трансформационные и трансакционные.
Трансформационные издержки по сути — экономические издержки. Но затраты производителя-продавца этим не ограничиваются. Сам процесс рыночного обмена (продажи) также предполагает дополнительные затраты основных ресурсов — труда, капитала, земли и предпринимательского таланта. Использование рыночного механизма как механизма координации экономических связей обходится обществу не бесплатно. Ценовая политика фирмы и процесс продажи своей продукции в целом невозможны без маркетинговых исследований, что требует определенных затрат. Кроме того, при подготовке и заключении сделок возникают затраты по ведению переговоров, заключению контрактов, защите прав собственности и т.п. Они то и были названы трансакционными издержками (от лат. transactio — сделка).
На кого распространяются трансакционные издержки?
Трансакционные издержки — это затраты, которые несут и потребители, и производители. С позиции потребителей такими издержками являются все затраты по приобретению товара или услуги, стоимость которых не входит в цену, уплачиваемую продавцу. Что касается продавца, то он считает трансакционными издержками все затраты, которые он не нес бы, если бы продавал товар самому себе.
Что включают в себя трансакционные издержки?
Категория «трансакционные издержки» включает в себя затраты, связанные как со сменой форм стоимости (превращение денег в товары и товаров в деньги), так и с обменом правами собственности. Они охватывают материальные и контрактные аспекты обмена и предполагают обмен как товарами, так и различными видами деятельности или юридическими обязательствами. Последние требуют детализированного оформления документов или простого взаимопонимания сторон. Трансакционные издержки включают и затраты по организации самой фирмы.
Выделяют следующие виды трансакционных затрат:
- затраты на поиск информации складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для сбора сведений о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, качественных характеристиках товаров и услуг;
- потери, связанные с неполной информацией;
- затраты по ведению переговоров и заключению соглашений;
- затраты на осуществление контроля за соблюдением условий договора;
- затраты по юридической защите прав собственника, судебные расходы, необходимые для восстановления нарушенных прав, а также потери от ненадежной защиты.