В отличие от классической предпринимательской модели в модели У. Баумоля максимизируется не прибыль, а объем продаж. На олигополистических рынках, которых в XX в. большинство, фирма стремится к сохранению своей доли на рынке, поэтому в условиях олигополии максимизиция объема продаж становится целевой функцией фирмы.
Р. Мэррис строил свою модель на предпосылке, в соответствии с которой изменения прав собственности укрепили позиции управляющих фирмы настолько, что они оказались способны видоизменить целевую функцию фирмы: высший менеджмент может обладать экономической властью, не принимая участия в акционерном капитале, в прибылях и не разделяя риска убытков. Максимизация темпов роста является той целью, достижение которой позволит обеспечить высокие заработки, власть и престиж внутреннему управлению. Стремясь к достижению этой цели, фирмы используют разные способы. Одна группа фирм увеличивает темпы роста путем централизации капитала, постоянно поглощая другие фирмы. Другая группа наращивает темпы путем концентрации капитала, утаивая от акционеров часть прибыли. Увеличение количества слияний и поглощений в 60-е гг. XX в. стало подтверждением теории Р. Мэрриса.
Модель О. Уильямсона строилась на анализе монопольного положения корпораций, которого последние достигают в процессе концентрации и централизации. Извлечение монопольных прибылей позволяет отклоняться от цели максимизации прибыли, обосновывается несводимость цели фирмы к одному показателю. Работа над моделью дискреционного поведения управленческой фирмы выводит О. Уильямсона на проблемы организационной эволюции крупной корпорации. В процессе исследования возникает вопрос: каким образом организационная эволюция крупной корпорации может повлиять на формирование целевой функции фирмы? Отвечая на него, О. Уильямсон предлагает идею «организационного нововведения» — крупных изменений в принципах организационного построения корпораций, назревших исторически и ставших неизбежными на определенном этапе.