В отличие от классической предпринимательской модели в модели У. Баумоля максимизируется не прибыль, а объем праж. На олигополистических рынках, которых в XX в. большитво, фирма стремится к сохранению своей доли на рынке, птому в условиях олигополии максимизиция объема продаж стовится целевой функцией фирмы.

Р. Мэррис строил свою модель на предпосылке, в соответствии с которой изменения прав собственности укрепили позиции упраяющих фирмы настолько, что они оказались способны видоизмить целевую функцию фирмы: высший менеджмент может облать экономической властью, не принимая участия в акционеом капитале, в прибылях и не разделяя риска убытков. Максизация темпов роста является той целью, достижение которой позволит обеспечить высокие заработки, власть и престиж внуеннему управлению. Стремясь к достижению этой цели, фирмы используют разные способы. Одна группа фирм увеличивает теы роста путем централизации капитала, постоянно поглощая другие фирмы. Другая группа наращивает темпы путем концерации капитала, утаивая от акционеров часть прибыли. Увеличие количества слияний и поглощений в 60-е гг. XX в. стало поверждением теории Р. Мэрриса.

Модель О. Уильямсона строилась на анализе монопольного положения корпораций, которого последние достигают в прессе концентрации и централизации. Извлечение монополых прибылей позволяет отклоняться от цели максимизации прибыли, обосновывается несводимость цели фирмы к одному показателю. Работа над моделью дискреционного поведения управленческой фирмы выводит О. Уильямсона на проблемы организационной эволюции крупной корпорации. В процессе исследования возникает вопрос: каким образом организациоая эволюция крупной корпорации может повлиять на формование целевой функции фирмы? Отвечая на него, О. Уильямсон предлагает идею «организационного нововведения» — круых изменений в принципах организационного построения коораций, назревших исторически и ставших неизбежными на определенном этапе.

Какие проблемы порождает возрастание размеров фирмы и рост количества организационных уровней?

Согласно принципу ограниченной рациональности (Г. Саон) ограниченные возможности человеческого мозга в приеме и переработке информации ведут к делегированию власти и прав собственности. С возрастанием размеров фирмы, увеличением численности персонала, ростом количества организационных уровней происходит уменьшение возможности контроля и снижие показателей эффективности. На первых этапах таким тендеиям противостоят преимущества крупных размеров фирмы (пожительный эффект масштаба), действующие до определенного предела. Затем отрицательные эффекты накопления потери короля становятся преобладающими (отрицательный эффект матаба). Фирма может переломить подобные тенденции в случае кардинальной организационной перестройки: преодоления унарной структуры и утверждения многодивизионной структуры. Такая структура построена по принципу четкого разделения уроей производственных, оперативно-управленческих и стратегических решений. В этих условиях центр принятия стратегических решений находится на одинаковой дистанции как от управления, так и от собственности. Поэтому процесс принятия решений пучает единый ориентир, единую цель, которой является максизация прибыли.