В отличие от классической предпринимательской модели в модели У. Баумоля максимизируется не прибыль, а объем продаж. На олигополистических рынках, которых в XX в. большинство, фирма стремится к сохранению своей доли на рынке, поэтому в условиях олигополии максимизиция объема продаж становится целевой функцией фирмы.

Р. Мэррис строил свою модель на предпосылке, в соответствии с которой изменения прав собственности укрепили позиции управляющих фирмы настолько, что они оказались способны видоизменить целевую функцию фирмы: высший менеджмент может обладать экономической властью, не принимая участия в акционерном капитале, в прибылях и не разделяя риска убытков. Максимизация темпов роста является той целью, достижение которой позволит обеспечить высокие заработки, власть и престиж внутреннему управлению. Стремясь к достижению этой цели, фирмы используют разные способы. Одна группа фирм увеличивает темпы роста путем централизации капитала, постоянно поглощая другие фирмы. Другая группа наращивает темпы путем концентрации капитала, утаивая от акционеров часть прибыли. Увеличение количества слияний и поглощений в 60-е гг. XX в. стало подтверждением теории Р. Мэрриса.

Модель О. Уильямсона строилась на анализе монопольного положения корпораций, которого последние достигают в процессе концентрации и централизации. Извлечение монопольных прибылей позволяет отклоняться от цели максимизации прибыли, обосновывается несводимость цели фирмы к одному показателю. Работа над моделью дискреционного поведения управленческой фирмы выводит О. Уильямсона на проблемы организационной эволюции крупной корпорации. В процессе исследования возникает вопрос: каким образом организационная эволюция крупной корпорации может повлиять на формирование целевой функции фирмы? Отвечая на него, О. Уильямсон предлагает идею «организационного нововведения» — крупных изменений в принципах организационного построения корпораций, назревших исторически и ставших неизбежными на определенном этапе.

Какие проблемы порождает возрастание размеров фирмы и рост количества организационных уровней?

Согласно принципу ограниченной рациональности (Г. Саймон) ограниченные возможности человеческого мозга в приеме и переработке информации ведут к делегированию власти и прав собственности. С возрастанием размеров фирмы, увеличением численности персонала, ростом количества организационных уровней происходит уменьшение возможности контроля и снижение показателей эффективности. На первых этапах таким тенденциям противостоят преимущества крупных размеров фирмы (положительный эффект масштаба), действующие до определенного предела. Затем отрицательные эффекты накопления потери контроля становятся преобладающими (отрицательный эффект масштаба). Фирма может переломить подобные тенденции в случае кардинальной организационной перестройки: преодоления унитарной структуры и утверждения многодивизионной структуры. Такая структура построена по принципу четкого разделения уровней производственных, оперативно-управленческих и стратегических решений. В этих условиях центр принятия стратегических решений находится на одинаковой дистанции как от управления, так и от собственности. Поэтому процесс принятия решений получает единый ориентир, единую цель, которой является максимизация прибыли.