В проблеме ценообразования на факторы производства выделяют два важных аспекта: производственный и распределительный. Цены факторов производства определяют экономический выбор, решения фирм. Вместе с тем ценообразование на факторы производства влияет и на распределение доходов. Цена ресурса, которую потребители платят его собственнику, образует его доход.

Таким образом, ценообразование на рынке факторов производства играет важную роль и для производителей продукции, и для потребителей конечных товаров и услуг.

Различают цены спроса на фактор производства и цены предложения.

Цена спроса на фактор производства — максимальная цена, по которой фирма (предприятие) согласна приобрести данное количество фактора в единицу времени.

Организуя производство, фирма ориентируется на спрос покупателей с учетом собственных издержек, руководствуясь принципом их минимизации. Он реализуется путем замещения одних факторов другими. Для обеспечения максимального снижения издержек производства необходимо сравнить рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, произведенным с участием этого фактора, при условии, что происходит рост каждого фактора на одну единицу. Предельный продукт характеризует предельную производительность фактора.

 Для достижения минимума издержек фирма выбирает такое сочетание ресурсов, при котором объем физических предельных продуктов, производимых с помощью различных факторов, пропорционален ценам соответствующих факторов:

Предельный физический продукт труда/ Цена труда (зар.плата) = Предельный физический продукт земли/ Цена земли (рента) ;

Предельный физический продукт капитала/Цена капитала, %

или

MPF2/PF1 = MPF2/PF2 = MPF3/PF3 ,

где MPF1...MPF3 – предельные физические продукты всех использованных факторов от F1до F3

Предельная производительность факторов, их взаимозамещение в процессе мобилизации издержек влияют на ценообразование на факторном рынке.

Факторы с низкой отдачей вытесняются из производства, спрос на них уменьшается, цены снижаются. На факторы с более высокой производительностью увеличивается спрос и растет цена. Цены спроса на факторы производства и цены их предложения меняются в направлении их сближения.

Цена предложения фактора производства— минимальная цена, по которой собственник фактора производства согласен предложить данное его количество в единицу времени. Такая цена обусловливает получение факторного дохода.

Факторы производства (за исключением труда) имеют кроме текущей капитальную цену. Текущая цена — цена услуги данного фактора в течение определенного времени. Капитальная цена — цена окончательной продажи фактора, когда происходит смена собственника.

Конкуренция координирует цену до того момента, когда величина спроса на факторы производства и величина их предложения совпадут и установится цена, удовлетворяющая и покупателей, и продавцов.