В проблеме ценообразования на факторы производства выдяют два важных аспекта: производственный и распределителый. Цены факторов производства определяют экономический выбор, решения фирм. Вместе с тем ценообразование на факты производства влияет и на распределение доходов. Цена ресурса, которую потребители платят его собственнику, образует его доход.

Таким образом, ценообразование на рынке факторов проиодства играет важную роль и для производителей продукции, и для потребителей конечных товаров и услуг.

Различают цены спроса на фактор производства и цены преожения.

Цена спроса на фактор производства — максимальная цена, по которой фирма (предприятие) согласна приобрести данное колество фактора в единицу времени.

Организуя производство, фирма ориентируется на спрос пупателей с учетом собственных издержек, руководствуясь принципом их минимизации. Он реализуется путем замещения одних факторов другими. Для обеспечения максимального снижения иержек производства необходимо сравнить рыночную цену каого фактора производства с предельным продуктом, произведеым с участием этого фактора, при условии, что происходит рост каждого фактора на одну единицу. Предельный продукт характизует предельную производительность фактора.

 Для достижения минимума издержек фирма выбирает такое сочетание ресурсов, при котором объем физических предельных продуктов, производимых с помощью различных факторов, прорционален ценам соответствующих факторов:

Предельный физический продукт труда/ Цена труда (зар.плата) = Предельный физический продукт земли/ Цена земли (рента) ;

Предельный физический продукт капитала/Цена капитала, %

или

MPF2/PF1 = MPF2/PF2 = MPF3/PF3 ,

где MPF1...MPF3 – предельные физические продукты всех использованных факторов от F1до F3

Предельная производительность факторов, их взаимозамещение в процессе мобилизации издержек влияют на ценообразовие на факторном рынке.

Факторы с низкой отдачей вытесняются из производства, спрос на них уменьшается, цены снижаются. На факторы с более высокой производительностью увеличивается спрос и растет цена. Цены спроса на факторы производства и цены их предления меняются в направлении их сближения.

Цена предложения фактора производства— минимальная цена, по которой собственник фактора производства согласен предлить данное его количество в единицу времени. Такая цена обловливает получение факторного дохода.

Факторы производства (за исключением труда) имеют кроме текущей капитальную цену. Текущая цена — цена услуги данного фактора в течение определенного времени. Капитальная ца — цена окончательной продажи фактора, когда происходит смена собственника.

Конкуренция координирует цену до того момента, когда вичина спроса на факторы производства и величина их предления совпадут и установится цена, удовлетворяющая и покупелей, и продавцов.