Основоположник неоклассической политической экономии А. Маршалл синтезировал основные достижения классической политической школы и маржинализма. Он стремился приблизить абстрактного человека к свойствам реального агента производства, анализировал реальное поведение человека в ситуации частичного равновесия, т.е. равенства по силе двух мотивов экономического субъекта: стремления к удовольствиям, определяющего размер спроса, и мотива избежания тягот,, связанных с трудом и отсрочкой потребления, регулирующего величину предложения. Маршалл ввел понятие «нормальной жизнедеятельности человеческого общества»: это ожидаемый при определенных условиях образ действий членов какой-либо профессиональной группы, нравственно правильное поведение, результат неограниченного функционирования свободной конкуренции.

В чем особенность концепции человека, разработанной исторической школой?

Представители немецкой исторической школы (Б. Гильдебранд, К. Книс и др.) выступали против; индивидуализма классической школы; считая подходящим объектом анализа для экономиста «народ», причем не как простую совокупность индивидов, а как «национально и исторически определенное, объединенное государством целое». Лишенные индивидуализма хозяйственные агенты образуют общности и коллективы с групповыми интересами. Субъект экономического поведения представлен здесь как разумное существо, наделенное потребностями как член семьи, социальной группы, класса, общества, человечества. Такое понимание субъекта хозяйственной деятельности характерно и для современного институционализма теории Дж. М. Кейнса.

Что представляют собой современные модели человека?

К настоящему времени разработано много новых моделей субъектов социально-экономического развития, отражающих современные реалии. Этим моделям присущи значительная информированность о мире, более высокий общеобразовательный и культурный уровень, многообразие и динамизм потребностей. Подобные модели социально-индивидуального человека предполагают наличие общества, основанного на демократических и плюралистических началах с развитыми межгрупповыми связями и размытыми границами между социальными общностями.

При конструировании модели поведения человека в экономической системе в наших условиях необходимо изучение состояния обыденного и научного общественного сознания, социальной структуры общества, целей, экономической деятельности и способов их достижения.

Какова роль человека в экономической системе общества?

Роль и место человека в системе социально-экономических отношений общества нельзя определить однозначно. По своей природе человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, играет различные роли, выполняет разнообразные функции и в соответствии с этим занимает различное место в системе современной экономики. Он выступает как:

  • исходная предпосылка и решающий фактор, создающий общественное богатство;
  • цель производства и результат, критерий экономического развития;
  • потребитель созданных в процессе труда благ;
  • действительная, определяющая сила экономического и социального прогресса общества.

Эти роли существуют в единстве, а не отдельно друг от друга. Полифункциональная роль человека в экономике может быть выражена на трех различных уровнях: атрибутивном, историческом и воспроизводственном. На каждом из них человек имеет свои особенные формы проявления в соответствии с выполняемыми им в структуре общественного воспроизводства функциями.

Какова структура атрибутивных свойств человека?

На атрибутивном уровне выделяются те формы, которые функционально зависят от основных качеств и свойств, внутренне присущих человеку как биосоциальному существу. Структуру атрибутивных свойств человека можно представить следующим образом:

  • способность к труду и способность к потреблению;
  • рабочая сила и потребительная сила;
  • труд как функция рабочей силы и потребление как функция потребительной силы;
  • способность к необходимому труду и способность к прибавочному труду;
  • способность к осознанию творческого характера трудовой деятельности;
  • целесообразность труда и управление им для достижения разумных целей.