Рынок — это целостная система экономических отношений между продавцами и покупателями, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

Верно ли утверждение, что в рыночной экономике вопрос, какие товары должны производиться, в конечном счете решает потребитель?

Действительно, в рыночной экономике товар, не нашедший покупателя, перестает производиться, а товар, который оказывается в дефиците при более высокой рыночной цене, станет изготавливаться в большем объеме. Поэтому в конечном счете, какие товары и в каком объеме должны производиться в рыночной экономике, зависит от предпочтений и выбора потребителей. Говорят, что потребители «голосуют кошельком» за или против производства тех или иных товаров.

Какова сущность и признаки свободного рынка?

Свободный рынок — это идеальная модель рынка, в которой конкуренция ничем не ограничена. Модель свободного рынка — это абстракция, не существующая в реальной экономике, но позволяющая сравнить любой реальный рынок с моделью совершенной конкуренции и выявить, насколько выполняются условия свободной конкуренции. Существуют ряд признаков, которые в сумме определяют режим свободного (совершенно конкурентного) рынка:

  • неограниченное число участников конкуренции, абсолютно свободный вход на рынок и выход из него;
  • абсолютная мобильность материальных, трудовых, финансовых и прочих ресурсов;
  • наличие у каждого участника конкуренции полного объема рыночной информации (о спросе и предложении, нормах прибыли, рыночных ценах и т.д.);
  • абсолютная однородность одноименных продуктов (отсутствие товарных марок и т.п.);
  • невозможность участников конкуренции оказывать влияние друг на друга.

В чем сущность понятия «спрос»?

Спросом называется платежеспособная потребность, т.е. потребность, которую потребитель может оплатить. Другими словами, спрос — это то количество товара, которое потребители готовы купить по определенной цене.

В чем сущность понятия «предложение»?

Предложение — это то количество товара, которое продавцы готовы продать по определенной цене.

Что такое равновесная цена?

Равновесная цена — цена, при которой спрос на товар равен предложению товара. При равновесной цене весь товар раскупается, полностью удовлетворяя текущий спрос.

Каким образом действует механизм саморегуляции рынка?

Повышение цен выше равновесного уровня приводит к перенасыщению рынка товарами, росту товарных запасов и появлению нереализованной продукции. Это заставляет продавцов понизить цену до равновесной величины, при которой весь товар будет реализован.

Понижение цены ниже равновесного уровня приводит к увеличению количества покупателей. Возникает дефицит товара, очереди. В такой ситуации продавец пользуется возможностью поднять цену товара и увеличить свой доход.

Таким образом, стихийные силы рынка, воздействуя на частные интересы продавцов и покупателей, корректируют рыночные силы, приближая их к равновесной величине. Рыночный механизм, уравновешивая спрос и предложение, устанавливает равновесие цен и объемов производства, становится способом экономического развития, основанного на саморегуляции.

Каковы положительные черты рыночных отношений?

1. Конкуренция заставляет производителей выпускать товары с минимально возможными издержками, так как в этом случае возможно увеличение массы прибыли. Следовательно, рынок выполняет функцию стимулирования экономии используемых ресурсов, направляя производство на наибольшую ресурсную отдачу.

  1. Фирмы, участвующие в производстве, выпускают продукцию, нужную потребителям. Только в этом случае фирма сохраняет конкурентоспособность. Поэтому рынок заставляет быстро адаптироваться к спросу, менять ассортимент и повышать качество выпускаемой продукции. Это — функция адаптации производства к меняющемуся спросу.
  2. Отсталые и морально устаревшие производства в условиях рынка не могут победить в конкуренции и неизбежно разоряются. Это — санирующая функция рынка. Рынок выбирает эффективных производителей и отбраковывает отсталое производство.
  3. Рынок выполняет важную информационную функцию. Он дает возможность производителям на основе рыночных сигналов, таких, как цены, ставки по кредиту и др., принимать хозяйственные решения, выводящие бизнес на уровень изменившихся рыночных требований.