На рис. 46 изображена церемония, которую можно наблюдать в различных странах света, но которая особенно распространена на южных островах Великого океана. Когда туземный святой, также совмещающий в своем лице знахаря и жреца, захочет укрепить свою славу или окружить ее ореолом носителя сверхъестественной силы, то он старается показать всевозможные чудеса.
Рис.46. Жрец Ита (Таити), приготовляющийся к огненному танцу
Выкапывают яму, в нее кладут камни и дрова, которые зажигают за несколько часов до начала церемонии. Некоторые камни раскаляются докрасна. Их отбирают и накрывают зелеными ветками, последние, обугливаясь, сильно дымят.
Через некоторое время приближается босой кудесник, во главе процессии, которая состоит из его учеников, уверенных, что под охраной его чудодейственной силы они смогут последовать его примеру. Приблизившись к камням, он начинает шагать по ним, причем в первый раз с заметной осторожностью выбирает свой путь. С большой поспешностью его ученики следуют за ним. Но уже обратный путь проходится с гораздо большей уверенностью и лучшим выбором. За ними в конце концов бросается часть зрителей, состоящая из непрофессиональных чудотворцев или из людей, желающих быть таковыми; в большом беспорядке они прыгают по камням, большею частью не слишком удаляясь от обыкновенной земли. Когда наблюдатель видит это зрелище в первый раз, то обычно бывает страшно удивлен. Во всяком случае он чувствует, что присутствует при чем-то таком, что заслуживает более внимательного исследования.
Серьезные наблюдатели, которые шли смотреть на эту церемонию не только как на интересное зрелище, но с намереньем найти истину, открыли следующие факты. Вся церемония носит театральный характер, с тем чтобы вызвать больше удивления.
Вид пламени и продолжительное время, в течение которого оно горит, дает впечатление адского жара. Также этому способствует переворачивание горячих камней, их докрасна накаленный вид и дым от тлеющих веток, воткнутых в промежутки между наиболее горячими камнями. В продолжении этого времени верхние камни успеют уже остыть. И, разумеется, кудесники, идущие по раскаленным докрасна камням, ступают не по ним самим, а шагают через них, по тем именно камням, которые не накалены докрасна. Этим объясняется, что они не медлят и не колеблются в своих движениях и ни минуты не останавливаются в одном положении. Культурный зритель, который идет вслед за ним, замечает, что кожа на его башмаках не опаляется; а туземцы, не принадлежащие к кудесникам, своими босыми ногами толкают эти камни. Из последнего раздела мы знаем, что влажная кожа, в течение короткого времени, может без вреда перенести большой жар. Когда одна нога находится на горячем камне, другая охлаждается, при помощи испарения ее влаги. Возможно, что по приближении к концу пути кожа настолько нагревается, что жар станет невыносим. Также может случиться, что нога попадет на камень, который действительно слишком горяч; то ее сейчас же быстро отдергивают и уже на обратном пути будут избегать этот камень, а боль нетрудно скрыть. Поступки дервишей и фанатиков доказывают, что если дело идет о вопросах веры, то боль может геройски переноситься. Если в итоге принять во внимание, что и кожу башмаков жар камней разрушает не сразу, то несмотря на удивительные факты все же здесь не происходит ничего противоречащего известным законам природы.