В книге рассматриваются отдельные результаты исследований проблем развития региональной экономики, полученные авторами в последние годы. Научная работа по данной проблематике продолжается, но авторы сочли целесообразным сообщить о некоторых итогах по следующим соображениям.
Во-первых, теоретических публикаций по проблемам региональной экономики в отечественной экономической литературе очень мало. Особенно недостаточно публикаций по функционально- организационным основам региональной экономики, поэтому положения и выводы, содержащиеся в теоретической части книги, могут быть использованы не только в научных целях, но и в практической деятельности органов регионального управления. Мы понимаем, что процесс формирования любой теории, в том числе процесс развития теории региональной экономики, является процессом длительным и, по существу, нескончаемым. Однако наши исследования показывают, что публикация любого научного труда по отдельным проблемам региональной теории расширяет дискуссионное пространство и, несомненно, служит более конкретным точным и целенаправленным, а, следовательно, и более результативным процессам реформирования экономики в конкретном регионе.
Во-вторых, не менее важными и полезными для научных работников, студентов, и особенно практиков, являются вторая часть книги по проблемам становления и развития экономики эксклавного региона и раздел по развитию экономики до второй мировой войны, а также материал, где представлена оценка социально-экономической ситуации и специфика развития экономики Калининградской области. Кроме того, практическое значение представляют материалы по структуре и состоянию основных отраслей хозяйства Калининградского региона. В книге детально рассматриваются вопросы некогда мощного, имевшего союзное значение, рыбопромышленного комплекса. Однако неудачно проведенная приватизация, по сути дела, «развалила» комплекс, нарушила единую производственно- технологическую цепочку «добыча - транспортировка - переработка - сбыт», В настоящее время выход видится в создании на базе предприятий бывшего рыбопромышленного комплекса крупной холдинговой компании, которая мола бы обеспечить сбалансированность развития всех предприятий рыбной промышленности.
Научный интерес представляют выводы об отраслях специализации эксклавного региона. Кроме рыбопромышленного комплекса наиболее перспективными отраслями специализации могут быть транспортный комплекс и наукоемкое машиностроение. В исследовании детально характеризуются изменившиеся транспортно-экономические системы. После распада СССР подписано ряд торгово-экономических соглашений, которые коренным образом изменили трансконтинентальные связи. В настоящее время формируется новый евроазиатский транспортный коридор «Север - Юг» и многим странам стало выгодно перевозить транзитом грузы через Россию.
Вполне закономерно, что в этих условиях будет возрастать роль Калининградского региона как крупнейшего в Европе Западно- Российского международного транспортного комплекса.
Следует отметить, что в Калининградской области имеются все условия для развития наукоемкого машиностроения. В работе анализируются причины затяжного кризиса в промышленности, возможные варианты реструктуризации ее в международный наукоемкий машиностроительный комплекс.
Большой интерес представляют материалы по развитию топливно-энергетического, агропромышленного, лесного, строительного и курортно-рекреационного комплексов. Проблемы дальнейшего реформирования этих важных для региона отраслей, становления и развития инфраструктуры, приватизации требуют повышенного внимания со стороны органов государственного управления и научных учреждений.
В работе впервые рассматриваются вопросы социально- экономической безопасности Калининградской области. Всесторонне исследуются направления развития основных отраслей; оценивается состояние природных и трудовых ресурсов Калининградского региона, а также анализируются современные проблемы и пути стратегического выбора развития эксклавного региона России.
Все эти проблемы очень важны для дальнейших исследований, которые в настоящее время проводятся научными коллективами Калининградского госуниверситета.
Авторы надеются, что эта книга поможет лучшему пониманию проблем современной региональной экономики, а также более эффективному применению на практике представленных в ней результатов.
Соотношение фактического и порогового значения нормировано относительно порогового значения, которое принимается за единицу. При этом оно рассчитывается как отношение фактического значения к пороговому, если желательно увеличение соответствующего показателя экономической безопасности, и наоборот, если желательно его снижение.