Сложившаяся в XX в. в России командно-административная система на практике доказала свою неспособность к эффективному развитию. Темпы научно-технического прогресса и роста производства оставались низкими, выпускаемая продукция в основном не выдерживала конкуренции на мировом рынке, в стране существовала скрытая инфляция и скрытая безработица, не работали стимулы к росту производительности труда, уровень жизни населения был низок. Сложившаяся ситуация ухудшалась год от года. В 80-х гг. господствовал дефицит на все виды товаров, возникли «черный рынок» и теневая экономика. Были нарушены все пропорции экономического развития — от пропорции между производством и потреблением до внутрипроизводственных пропорций.

В чем причины такого положения в экономике страны?

Основой экономической системы, господствовавшей в нашей стране более 70 лет, была общественная (а на деле — государственная) собственность на средства производства. Результаты производства также присваивались государством и распределялись централизованно, без учета затрат, интересов и потребностей непосредственных производителей. Естественно, в таких условиях исчезли стимулы к развитию и совершенствованию производства.

Господство общественной собственности в лице государства предопределило необходимость централизованного директивного планирования. Плановые задания для каждого предприятия определялись без учета потребностей населения в товарах, поэтому человек мог потреблять только то, что производилось, т.е. потребители были лишены права выбора.

Формально в экономике действовал принцип распределения по труду, реально же существовало уравнительное распределение. Любой специалист, где бы и как бы он ни работал, получал в итоге одинаковую с другими заработную плату, т.е. оплата труда была организована без учета результатов конкретного труда, причем труд оплачивался по минимуму. В этих условиях заработная плата не выполняла свою основную функцию — стимула роста производительности труда и стала лишь условием воспроизводства рабочей силы, которая была нужна для реализации «государственных интересов».

Предприятия, работавшие в таких условиях, не имели никакой самостоятельности. Под плановое задание они получали из центра фонд заработной платы и вещественные факторы производства, необходимые для выполнения плана. Изменить производственный процесс, внедрить что-то новое можно было только по согласованию с вышестоящими органами, которые и предоставляли средства для этих новшеств. Существующая бюрократическая машина ставила сотни преград на пути реализации новых научных разработок, результатом чего явились снижение темпов научно-технического прогресса, старение оборудования и снижение эффективности производства.

Еще худшим было положение в сельском хозяйстве. Там господствовала кооперативная (колхозная) собственность, но на деле она стала разновидностью государственной. Колхозу, как и государственному предприятию, диктовали, что, когда и где сеять. Колхозники за свой труд получали трудодни, за которые нечего было выплачивать, ибо практически все созданное изымалось государством. В результате деревня обнищала, и Россия, которая была одним из крупнейших поставщиков зерна на мировой рынок, стала его постоянным покупателем.