Значение национальных границ резко уменьшилось. Бывшие внешние факторы экономического развития стали как бы внутренними не только для транснационального бизнеса, но и для национального предпринимательства и национальных правительств.

Глобализация потребовала от стран передать часть своих национальных функций управления наднациональным органам. Особенно ярко это видно на примере деятельности ВТО. Кроме торговли товарами ВТО с недавнего времени начала торговлю услугами, интеллектуальной собственностью, торговлю средствами инвестирования, по которым были приняты соответствующие решения, требующие изменений в национальных законодательствах. 

Обсуждаются вопросы экологических требований к товарам и даже трудовые стандарты. Делается небывалая попытка унификации норм и правил международной торговли и связанных с ней аспектов внешнеэкономической деятельности, беспрецедентная по степени вмешательства международного регулирования в вопросы, всегда бывшие объектом национальной юрисдикции отдельных стран.

В этой связи встает вопрос о том, кто же управляет процессом глобализации вообще. ВТО во многом стандартизирует, унифицирует движение международных товарных потоков, результатов интеллектуальной деятельности, а также инвестиции в экспортных отраслях. Что касается основных потоков инвестиций, то такого центра на настоящий момент не существует.

В нынешних условиях роль наднационального регулирования должна повышаться, но до какого предела? Если оно зайдет слишком далеко, то нарушатся свойства мировой экономики как рыночной системы, а, следовательно, и ее свойства самоорганизации, что недопустимо. Таким образом, сакраментальный вопрос экономической теории и экономической политики о правильном сочетании рынка и государственного, а в нашем случае — надгосударственного регулирования вновь встает на повестку дня.