Значение национальных границ резко уменьшилось. Бывшие внешние факторы экономического развития стали как бы внуенними не только для транснационального бизнеса, но и для нионального предпринимательства и национальных правительств.

Глобализация потребовала от стран передать часть своих ниональных функций управления наднациональным органам. Осенно ярко это видно на примере деятельности ВТО. Кроме тоовли товарами ВТО с недавнего времени начала торговлю услами, интеллектуальной собственностью, торговлю средствами инвестирования, по которым были приняты соответствующие рения, требующие изменений в национальных законодательсах. 

Обсуждаются вопросы экологических требований к товарам и даже трудовые стандарты. Делается небывалая попытка унифации норм и правил международной торговли и связанных с ней аспектов внешнеэкономической деятельности, беспрецедентная по степени вмешательства международного регулирования в вросы, всегда бывшие объектом национальной юрисдикции оельных стран.

В этой связи встает вопрос о том, кто же управляет процессом глобализации вообще. ВТО во многом стандартизирует, унифицует движение международных товарных потоков, результатов иеллектуальной деятельности, а также инвестиции в экспортных отраслях. Что касается основных потоков инвестиций, то такого центра на настоящий момент не существует.

В нынешних условиях роль наднационального регулирования должна повышаться, но до какого предела? Если оно зайдет слишком далеко, то нарушатся свойства мировой экономики как рыночной системы, а, следовательно, и ее свойства самоорганизии, что недопустимо. Таким образом, сакраментальный вопрос экономической теории и экономической политики о правильном сочетании рынка и государственного, а в нашем случае — надгосударственного регулирования вновь встает на повестку дня.