Финансовые ресурсы Калининградского региона состоят из средств консолидированного бюджета области и внебюджетных фондов, части средств предприятий различных форм собственности, средств населения, кредитных ресурсов банков, валютных поступлений от внешнеэкономической деятельности, а также иностранных инвестиций в создание совместных предприятий, других видов деятельности.

Большая часть финансовых ресурсов находит свое отражение в финансовом балансе территории. Финансовый баланс рассчитывается по всей вертикально-административной цепочке. Баланс разрабатывается с целью отражения интересов области и увязки их с интересами Федерации в целом, обеспечения финансирования всех мероприятий комплексного социально-экономического развития, установления финансовых взаимоотношений с федеральным центром. Финансовый баланс позволяет определить вклад территории в общие финансовые ресурсы государства и потенциальные возможности увеличения ресурсов, установить роль финансово-кредитной системы в перераспределении и использовании денежных средств, оценить объем финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий, организаций и мобилизуемых в бюджет, внебюджетные фонды. Финансовый баланс, по сути, отражает характер межбюджетных отношений между Федерацией и субъектами Федерации.

Основой для составления финансового баланса служат действующее законодательство, правительственные нормативные акты, прогнозные оценки.

В зависимости от фонда оплаты труда определяют подоходный налог с граждан, налог на добавленную стоимость, специальный налог для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства, внебюджетные фонды социального назначения (пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования, занятости). Размер имущества предопределяет объемы амортизационных отчислений по основным производственным фондам, налога на имущество предприятий, налога на добавленную стоимость и ряда других поступлений, сборов. Налог на прибыль является одним из важнейших доходных источников территориальных бюджетов.

Финансовый баланс любого региона, в том числе и Калининградской области, представлен доходами и расходами. В доходной части финансового баланса нами выделены четыре основные группы доходных источников: прибыль, налоги, сборы, платежи; государственные внебюджетные фонды; средства, выделяемые области; амортизационные отчисления. За счет прибыли, налога на добавленную стоимость, подоходного налога с физических лиц формируется от 48,2 (1993 г.) до 28,3% (1996 г.) всех доходов баланса. В доходной части ресурсов с 1992 по 1997 год происходило снижение роли прибыли.

Налог на прибыль, прочие налоги и сборы, остающиеся в распоряжении органов государственной власти и управления области, представляют собой финансовые ресурсы консолидированного бюджета. Ресурсы бюджета призваны обеспечить выполнение основных функций органов государственной власти и управления.

Отчисления в централизованные государственные внебюджетные фонды занимают 14-17% в общей сумме доходов области. Государственные внебюджетные фонды представлены главным образом внебюджетными фондами социального назначения: пенсионным, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости. Социальные фонды формируются за счет отчислений от фонда оплаты труда. Общий размер отчислений достигает 39% фонда оплаты труда, что оказывает значительное влияние на себестоимость продукции (работ, услуг), выпускаемой предприятиями и организациями. Социальные фонды находятся в распоряжении федеральных органов управления, расположенных на территории области. Главная функция фондов смягчение социальных последствий проводимых реформ, обеспечение пенсионных выплат.

Кроме указанных фондов социального назначения создается еще довольно значительное количество разнообразных фондов: дорожные фонды, воспроизводства минерально-сырьевой базы, поддержки приоритетных отраслей народного хозяйства, экологический, научно- исследовательский и другие. Многообразие фондов приводит к распылению финансовых ресурсов территории и снижению эффективности их использования.

Средства, выделяемые области из федерального бюджета и централизованных внебюджетных фондов, составляют 17-23% общих доходов территориальных ресурсов. Роль амортизационных отчислений на восстановление основных фондов возросла с 9,1 в 1994 году до 29,7 % в 1996 году.

В расходной части финансового баланса выделяются пять основных групп: расходы на инвестиции; расходы предприятий за счет прибыли (остающейся в их распоряжении после уплаты налогов) и амортизационных отчислений; затраты на народное хозяйство; расходы за счет бюджетных и внебюджетных ресурсов на социально- культурные мероприятия; взносы средств в федеральный бюджет, централизованные и внебюджетные фонды. Кроме того, финансируются затраты на содержание органов государственной власти и управления, правоохранительных органов, службы занятости.

В настоящее время взносы средств области в федеральный бюджет и централизованные государственные фонды меньше, чем поступления из федерального центра. Таким образом, в 1993-1996 годах администрации области удалось изменить порядок распределения налогов в пользу бюджета области. В 1992 году в бюджете области оставалось 45,3%; 1993-1996гг. 62,8-67,1% всех налогов, сборов, платежей, собираемых на территории области .

В мировой практике не существует стандартного подхода в решении вопроса распределения средств между центральными и территориальными органами управления. Так, во Франции центру остается 20% госбюджета, а в США до 60%. В Российской Федерации центру принадлежит около половины консолидированного бюджета. Главное отличие, которое характеризует российскую финансовую политику, это чрезмерно широкая сфера межбюджетных отношений, то есть объем финансовых ресурсов, перераспределяемых самыми разными методами между федеральным центром и регионами. В структуре налоговых поступлений по Калининградской области в 1996 году федеральные налоги занимали 78%, местные 14%, областные 8% . Поступления основных видов налогов показаны в приложениях 15,16.

Перераспределение значительных средств свидетельствует о невысокой доли собственных (закрепленных) доходов территориальных бюджетов, низкой их самостоятельности и служит одним из существующих противоречий между центром и территориями. Закрепленные доходы в бюджете области не превышают 25-30 %, а в бюджетах районов и городов и того меньше. Районы и города практически все дотационны, что указывает на несовершенство бюджетной и налоговой системы. Органы местного самоуправления в целях укрепления финансовой базы вынуждены вводить многочисленные местные налоги. Регулирующие налоги занимают ведущее место в доходах региона. Однако нормативы распределения ставок по ним между центром и областью фактически ежегодно могут пересматриваться, что, разумеется, не стимулирует государственные органы власти и управления к поискам путей пополнения доходной части бюджета, эффективному использованию имеющихся средств.

С 1994 по 1997 год наблюдалось отставание темпов роста налоговых поступлений от темпов роста потребительских цен.

В условиях высокой инфляционности экономики происходит обесценивание финансовых ресурсов, которыми располагают органы государственной власти и органы местного самоуправления. В связи с этим постоянно и неизбежно возрастает напряженность с обеспечением своевременного финансирования затрат, предусмотренных бюджетами всех уровней. Из-за несвоевременных перечислений из федерального бюджета, область также теряет часть ресурсов. Для 1993- 1996 годов характерна тенденция «сброса» дефицита федерального бюджета на региональный уровень.

Доходы консолидированного бюджета области за 1996 год составили 1471,8 млрд. рублей.