Все организации независимо от формы собственности обязаны хранить свои денежные средства на счетах в коммерческих банках, которые выполняют расчетные операции денежными средствами, как в наличной, так и в безналичной формах.

По поручению организации (клиентов) учреждения банков могут открывать разные счета, с которых выполняются платежи при покупке и/и продаже товарно-материальных ценностей, выплате заработной платы, перечислении налогов и сборов и другие платежи с целью выполнения уставных положений организации.

Первая функция счета организации в банке — аккумулирование денежных средств.

Вторая функция — безусловное осуществление банком денежных расчетов по распоряжению организации (клиента) при наличии денежных средств на расчетном счете.

Третья функция расчетного счета фискальная (перечисление в бюджеты всех уровней налогов и сборов).

Четвертая функция регулирует порядок расчетов при недостатке денежных средств на счете (согласно ГК РФ, ст. 855 «Очередность списания денежных средств со счета»).

При отсутствии денежных средств на счете организации для удовлетворения всех предъявленных требований на списание денежных средств банк должен вести учет, например, в следующей последовательности:

  • в первую очередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета организации для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  • во вторую очередь — списание по исполнительным документам, которые предусматривают выплату выходных пособий, заработной платы и других сумм лицам, работающим по трудовому договору;
  • в третью очередь — выплата денежных средств по платежным документам на заработную плату, перечисления в государственные внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь с расчетного счета списываются суммы, подлежащие перечислению в бюджет и т.д.

Все расчетные документы в этом случае служащими банка помещаются в картотеку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» в хронологическом порядке с учетом очередности выплаты денежных средств. Внутри каждой очереди погашение обязательств осуществляются в порядке календарной очередности поступления платежных документов.

Для открытия расчетного счета в учреждении банка организация должна представить необходимые документы (заявление на открытие счета, заверенные в установленном порядке копии учредительных документов, карточки с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и печатью организации, заверенные нотариально, соответствующие документы о регистрации организации в налоговой инспекции, органах статистики и т.п.).

Для удобства расчетов и получения разнообразных банковских услуг организации могут открывать расчетные счета в разных банках. В этом случае в системе аналитического учета записи по каждому счету ведутся обособленно.

Получив необходимые документы, подтверждающие право организации на ведение расчетного счета, банк заключает с организацией (клиентом) договор банковского счета, где банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк может использовать денежные средства, находящиеся на расчетном счете клиента, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами. Если иное не предусмотрено договором банковского счета, за пользование денежными ресурсами организации, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет.