Для формирования учетной политики организации целесообразно создать творческую группу из специалистов учета, экономистов, менеджеров во главе с главным бухгалтером, способным определить перечень объектов учета, обобщить и проанализировать материалы, касающиеся оптимизации системы бухгалтерского учета, способов его ведения. Правильно выбранная учетная политика будет способствовать сохранности имущества организации, своевременному получению достоверной информации о хозяйственной деятельности, оптимизации налогообложения и стабилизации финансового состояния организации.
Примерное содержание приказа (распоряжения) по учетной политике.
Организационные аспекты учетной политики:
- общие сведения об организации (отражаются территориальные особенности, структура и управление организацией);
- основные задачи бухгалтерского учета и его организация. Формирование и раскрытие учетной политики, ее изменение, порядок проведения инвентаризации, структура бухгалтерской службы, система внутрипроизводственного учета, отчетности и внутреннего контроля.
Технические аспекты учетной политики:
- форма бухгалтерского учета;
- форма первичной учетной документации и внутренней отчетности;
- право подписи первичных документов;
- места хранения учетной документации;
- вопросы коммерческой тайны;
- порядок организации документооборота и технологии обработки учетной информации;
- оценка имущества и обязательств;
- порядок составления бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
- формы бухгалтерской отчетности;
- рабочий план счетов;
- раскрытие информации по сегментам и другие технические аспекты, вытекающие из специфики информационного потока в пространстве и во времени.
Методические аспекты учетной политики:
- оценка нематериальных активов, способ исчисления амортизации, отражение в учете;
- определение срока полезного использования нематериальных активов;
- порядок отнесения средств труда к основным средствам, определение объекта основных средств;
- оценка основных средств;
- изменение стоимости основных средств и определение срока полезного использования;
- списывание стоимости отдельных объектов основных средств;
- учет затрат на строительство объектов основных средств, выполняемых хозяйственным способом;
- порядок ремонта и содержания основных средств, определение и списывание затрат на ремонты объектов основных средств;
- учет материально-произведенных запасов (единицы учета, состав и оценка запасов, учет формирования фактической себестоимости запасов, порядок их списания, отражение информации о материально-производственных запасах в отчетности);
- определение состава расходов будущих периодов и порядка их списания;
- оценка и классификация финансовых вложений;
- контроль за состоянием финансовых вложений, порядок создания резервов под обесценение вложений в ценные бумаги;
- учет и оценка сумм дебиторской задолженности;
- система внутреннего контроля за дебиторами;
- порядок создания резерва по сомнительным долгам;
- оценка и учет кредиторской задолженности;
- особенности учета затрат на производство и продажу продукции, товаров, работ, услуг и себестоимости продаж;
- учет затрат вспомогательных производств;
- распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
- оценка и учет незавершенного производства;
- учет кредитов и займов;
- распределение и использование прибыли;
- порядок создания и использования резервов предстоящих расходов и платежей;
- бухгалтерский учет выручки от продажи продукции и товаров, поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг;
- учет прочих доходов и расходов, отражение их в отчетности (состав операционных, внереализационных доходов и расходов, учет суммовых разниц);
- отражение в учете и отчетности событий после отчетной даты;
- отражение в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности.
Налоговые аспекты учетной политики:
- регистры налогового учета и документооборот;
- общие принципы разделения полномочий работников бухгалтерского и налогового учета;
- признание выручки от продаж;
- особенности учета имущества в целях налогообложения;
- инвентаризация расходов по налогам и сборам;
- порядок составления и представления налоговых деклараций, другие вопросы оптимизации налогообложения.
Изменение учетной политики (необходимость и обоснование изменения в соответствии с действующим законодательством).
Утвержденная приказом или распоряжением руководителя учетная политика организации становится юридическим документом, обязательным для исполнения руководителями подразделений, специалистами, учетными работниками.
Приведенный перечень вопросов, отражаемых в приказе по учетной политике, может быть как увеличен, так и уменьшен в прямой зависимости от конкретных условий хозяйствующего субъекта.