Для формирования учетной политики организации целесообразно создать творческую группу из специалистов учета, экономистов, менеджеров во главе с главным бухгалтером, способным определить перечень объектов учета, обобщить и проанализировать материалы, касающиеся оптимизации системы бухгалтерского учета, способов его ведения. Правильно выбранная учетная политика будет способствовать сохранности имущества организации, своевременному получению достоверной информации о хозяйственной деятельности, оптимизации налогообложения и стабилизации финансового состояния организации.

Примерное содержание приказа (распоряжения) по учетной политике.

Организационные аспекты учетной политики:

  • общие сведения об организации (отражаются территориальные особенности, структура и управление организацией);
  • основные задачи бухгалтерского учета и его организация. Формирование и раскрытие учетной политики, ее изменение, порядок проведения инвентаризации, структура бухгалтерской службы, система внутрипроизводственного учета, отчетности и внутреннего контроля.

Технические аспекты учетной политики:

  • форма бухгалтерского учета;
  • форма первичной учетной документации и внутренней отчетности;
  • право подписи первичных документов;
  • места хранения учетной документации;
  • вопросы коммерческой тайны;
  • порядок организации документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • оценка имущества и обязательств;
  • порядок составления бухгалтерской отчетности для внешних пользователей;
  • формы бухгалтерской отчетности;
  • рабочий план счетов;
  • раскрытие информации по сегментам и другие технические аспекты, вытекающие из специфики информационного потока в пространстве и во времени.

Методические аспекты учетной политики:

  • оценка нематериальных активов, способ исчисления амортизации, отражение в учете;
  • определение срока полезного использования нематериальных активов;
  • порядок отнесения средств труда к основным средствам, определение объекта основных средств;
  • оценка основных средств;
  • изменение стоимости основных средств и определение срока полезного использования;
  • списывание стоимости отдельных объектов основных средств;
  • учет затрат на строительство объектов основных средств, выполняемых хозяйственным способом;
  • порядок ремонта и содержания основных средств, определение и списывание затрат на ремонты объектов основных средств;
  • учет материально-произведенных запасов (единицы учета, состав и оценка запасов, учет формирования фактической себестоимости запасов, порядок их списания, отражение информации о материально-производственных запасах в отчетности);
  • определение состава расходов будущих периодов и порядка их списания;
  • оценка и классификация финансовых вложений;
  • контроль за состоянием финансовых вложений, порядок создания резервов под обесценение вложений в ценные бумаги;
  • учет и оценка сумм дебиторской задолженности;
  • система внутреннего контроля за дебиторами;
  • порядок создания резерва по сомнительным долгам;
  • оценка и учет кредиторской задолженности;
  • особенности учета затрат на производство и продажу продукции, товаров, работ, услуг и себестоимости продаж;
  • учет затрат вспомогательных производств;
  • распределение общехозяйственных и общепроизводственных расходов;
  • оценка и учет незавершенного производства;
  • учет кредитов и займов;
  • распределение и использование прибыли;
  • порядок создания и использования резервов предстоящих расходов и платежей;
  • бухгалтерский учет выручки от продажи продукции и товаров, поступлений, связанных с выполнением работ, оказанием услуг;
  • учет прочих доходов и расходов, отражение их в отчетности (состав операционных, внереализационных доходов и расходов, учет суммовых разниц);
  • отражение в учете и отчетности событий после отчетной даты;
  • отражение в бухгалтерской отчетности условных фактов хозяйственной деятельности.

Налоговые аспекты учетной политики:

  • регистры налогового учета и документооборот;
  • общие принципы разделения полномочий работников бухгалтерского и налогового учета;
  • признание выручки от продаж;
  • особенности учета имущества в целях налогообложения;
  • инвентаризация расходов по налогам и сборам;
  • порядок составления и представления налоговых деклараций, другие вопросы оптимизации налогообложения.

Изменение учетной политики (необходимость и обоснование изменения в соответствии с действующим законодательством).

Утвержденная приказом или распоряжением руководителя учетная политика организации становится юридическим документом, обязательным для исполнения руководителями подразделений, специалистами, учетными работниками.

Приведенный перечень вопросов, отражаемых в приказе по учетной политике, может быть как увеличен, так и уменьшен в прямой зависимости от конкретных условий хозяйствующего субъекта.