Наука и техника являются составными частями НТП, находимися в диалектическом единстве с целым.

Наука — это постоянно развивающаяся под влиянием общесенной практики система знаний об объективных законах приры, общества и мышления, запечатленная в понятиях, гипотезах, законах и эмпирических фактах, теориях и идеях, дающая воожность предвидеть события и выступающая как основа целесбразной деятельности людей и в тенденции — как непосредсенная производительная сила.

Научное производство характеризуется разветвленной системой разнообразных и взаимосвязанных видов деятельности, существуих как система. Стержень этой системы образует собственно науый труд, т.е. деятельность по производству нового научного зния, являющегося таким продуктом, который нуждается в фиксии, хранении, трансляции как во времени, так и в пространстве.

Поскольку наука — элемент труда, она является синтезом двух составляющих — изучаемых структур природы и функций живого труда.

Первоначально экспериментально-технические функций нили явно ремесленный характер, потому и эффективность иссловательской деятельности на первых порах была ничтожной.

Положение в корне меняется, когда научное исследование пестает носить ремесленный характер и приобретает черты и матабы промышленного производства. Использование техничких средств в науке порывает с ремесленной и эмпирической бой ее развития и выступает продуктом теории и промышленнти. Новая наука находит технические орудия, эквивалентные ее потребностям. Начинается эпоха научно-промышленного проиодства экспериментальных средств научного познания.

Таким образом, в реальном процессе научного освоения проды возникают такие задачи, которые оказываются не разрешыми в собственных рамках науки, и она с необходимостью усемляется к материальному производству, черпая в нем необхимые для дальнейшего развития ресурсы.

Техника также представляет собой синтез двух составляющих: функций живого труда и законов природы, которые в нем иользуются. Причем связь между обеими составляющими носит сопряженный характер: каждому уровню преобразования приры соответствует свой комплекс функций живого труда.

Новая техника всегда вызывает к жизни эквивалентные ее уровню содержательно новые и, как правило, более богатые функции живого труда.

Техника — совокупность механизмов и машин, а также систем и средств управления, добычи, хранения, переработки вещества, энергии и информации, создаваемых в целях производства и олуживания непроизводственных потребностей общества.

Современная техника тесно связана с наукой, однако в одних ее областях высокий технический уровень без соответствующих теоретических основ был бы невозможен, в других же покоится скорее на практических, испытанных, унаследованных правилах опыта, чем на теоретически обоснованных научных знаниях. В условиях ускорения НТП, особенно в связи с массовым внрением средств вычислительной техники, возрастает теоретичкая оснащенность всех отраслей техники.

Существенной характеристикой техники на современном эте является ее динамичность.

Техника направлена на то, чтобы в ходе преобразования всей трудовой деятельности человека преобразовать и самого человека.

Таким образом, органическое соединение науки и материалого производства, происходящее под воздействием сдвигов в структуре живого и прошлого труда, открывает качественно ный этап отношения человека к природе. Если производственный процесс становится сферой применения науки, то и наоборот, наука становится фактором, так сказать, функцией производсенного процесса.