Для обеспечения приемлемого уровня экономической безопасности общества, страны, прежде всего необходимо наличие политической воли государства на принятие и, что не менее важно, исполнение решений, направленных на подъем экономики, структурные преобразования, стимулирование экономического роста, повышение благосостояния народа.
Эти вопросы в основном являются предметом собственно теорий экономического роста. Адекватное времени и состоянию экономики применение таких теорий создает предпосылки для процветания. Однако общество неизбежно сталкивается с рядом обстоятельств, игнорировать которые в процессе развития невозможно. Одними из них и являются угрозы экономической безопасности, требующие определенных корректировок и издержек в процессе реализации экономических программ.
П. Самуэльсон замечал, что в той мере, в какой государственное планирование развития может лучше распознавать долговременные тенденции, чем это в состоянии сделать свободный рынок, различные виды государственного вмешательства могут оказаться благотворными.
Для успешной реализации данного положения государство в плане обеспечения экономической безопасности должно выполнить два принципиальных условия:
- оценить существующее положение, характер угроз и выработать научно обоснованную линию поведения; причем эту работу требуется вести в двух связанных плоскостях: учитывая общемировые процессы и возможные угрозы (в том числе и не прямые) и собственно внутренние угрозы;
- выстроить в рамках государственного управления механизм практического проведения выбранной политики в жизнь.
Кроме государства выполнить такую работу в обществе никому не под силу. Официальные документы следующим образом ставят эти задачи перед исполнительной властью:
1) мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности;
2) разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности;
3) деятельность государства по обеспечению экономической безопасности.
Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности должна состоять в выявлении случаев, когда фактические или прогнозируемые параметры экономического развития отклоняются от принятых пороговых значений экономической безопасности, организации работы для преодоления такой ситуации (в частности, рассмотрение Советом Безопасности РФ проектов федерального бюджета с точки зрения обеспечения экономической безопасности, координация Правительством РФ работы органов власти всех уровней с той же целью), экспертизе принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам, а также в отношении законодательных и правовых актов с позиции экономической безопасности РФ.