Какие условия развития экономики породили необходимость возникновения интегрированной системы многоотраслевых комплексов и появления новой разновидности крупного бизнеса (агробизнеса)?
Специфические экономические условия, в которых развертываются технический переворот и индустриализация сельского хозяйства, внесли много совершенно новых, непосредственных экономических связей между сельским хозяйством и соответствующими отраслями промышленности и торговли, благодаря которым совокупность всех этих отраслей выделяется в особый хозяйственный комплекс (АПК), снабжающий население продовольствием и другими товарами сельскохозяйственного происхождения.
При этом развитие одних отраслей — сельскохозяйственного машиностроения, туковой и комбикормовой промышленности и т.д. — явилось в значительной степени базой технической революции в сельскохозяйственном производстве, тогда как прогрессивный рост и организационная перестройка других, например пищевой промышленности и оптовой торговли продуктами питания, были не столько стимулом, сколько следствием расширения производства сельскохозяйственной продукции в результате технической прогресса.
Научно-технический прогресс, создавая предпосылки для увеличения масштабов общественного производства, разделения труда и создания все новых отраслей национального хозяйства, специализации, усложнения межотраслевых связей, структурных сдвигов в экономике, приводит к возникновению интегрированной системы многоотраслевых комплексов.
Агробизнес возник на новой стадии развития сельского хозяйства. В общем виде его экономическая сущность проявляется как процесс все более полного вовлечения аграрного производства в общий механизм кругооборот общественного капитала.
Понятие «агробизнес» еще в 50-е гг. XX в. ввел Дж.Н. Дэвисон. По его определению, агробизнес означал «сумму всех фермерских операций плюс производство и распределение продукции, необходимой для снабжения фермерских хозяйств, плюс сумма всех операций, осуществляемых в связи с транспортировкой, хранением, переработкой и распределением сельскохозяйственной продукции».
Из всего сложного структурного образования, каким является агробизнес, особое внимание вызывает сельскохозяйственное производство. Данному типу хозяйствования свойственны структура и система экономических отношений, присущие рынку свободной конкуренции:
- во-первых, здесь много производителей;
- во-вторых, несмотря на наличие крупных и мелких ферм, никакой производитель не может повлиять на рыночную цену;
- в-третьих, характерна однородность продукции;
- в-четвертых, отсутствие входных барьеров на рынок, которые являются серьезным препятствием для появления новых фирм на рынках несовершенной конкуренции.
Вторая сфера агробизнеса представлена материально-технической базой обеспечения средствами производства. Здесь можно выделить три наиболее крупные отрасли: сельскохозяйственное машиностроение, производство химических средств и удобрений, кормопроизводство. Эти отрасли характеризуются типичной оли- гопольной структурой, т.е. доминированием в производстве и на рынках нескольких крупнейших фирм. Их поведение не может не быть взаимосогласованным как в определении объемов производства, так и в политике ценообразования. Для таких рынков характерны естественная технологическая монополия, ощутимые входные барьеры. Существует и возможность контроля над ценой.
Третья сфера — сфера услуг, предоставляемых фермерам (снабженческих, ремонтно-тсхнических, агрохимических, мелиоративных и др.), тесно связана с рынком ресурсов.
Четвертая сфера агробизнеса — маркетинговая — неоднородна не только по составу и функциям, но и с точки зрения рыночных характеристик.
Эффективность агробизнеса в развитых странах — во многом результат активного вмешательства крупнейших промышленных, торговых фирм и кооперативов в производство продовольствия, что не только обеспечивает полное удовлетворение потребностей всех отраслей комплекса в средствах производства, но и стало организационной базой агропромышленной интеграции на уровне предприятий. Развитие такой интеграции является важной и неотъемлемой чертой формирования агробизнеса.