Дефицит госбюджета возникает, когда расходы бюджета превышают его доходы. Причины дефицита многообразны. Не исключены и неграмотные действия властей, осуществляющих траты, превышающие размеры налоговых поступлений. Но, как правило, бюджетный дефицит является отражением неэффективной экономики, не способной обеспечить необходимый рост доходов.
Каковы способы финансирования дефицита госбюджета и их последствия?
Существует несколько способов финансирования дефицита госбюджета:
- дополнительная эмиссия денег (монетизация), которая считается самым опасным путем погашения дефицита из-за лавинообразной инфляции;
- превращение дефицита в государственный долг за счет обращения к кредитным учреждениям или выпуска займов;
- увеличение налогового бремени;
- сокращение государственных расходов.
Успешная борьба с дефицитом бюджета достижима только в том случае, если она способствует искоренению вызвавших его причин и ликвидации его негативных последствий. С этих позиций следует оценивать каждое из направлений его покрытия.
Бюджетный дефицит в малоэффективной экономике считается бомбой замедленного действия, так как все способы его покрытия провоцируют длительную стагнацию либо инфляционный взрыв.
Когда такой дефицит покрывается за счет нарастающего государственного долга, ей может угрожать так называемая долговая ловушка, при которой все ресурсы работают на выплату долга, а не на увеличение национального богатства.
Каким показателем измеряется долговая нагрузка на экономику?
Долговая нагрузка на экономику зависит не только от величины государственного долга, но и от возможностей страны обеспечить его погашение. Поэтому тяжесть долговой нагрузки измеряется соотнесением государственного долга к ВВП как реальному потенциалу развития экономики, обеспечивающего возможность погашения заимствований. Сложившиеся международные границы допустимого госдолга согласно Маастрихтским критериям членства в Европейском денежном союзе составляет не более 60% ВВП. Превышение этой величины считается показателем неустойчивого экономического развития. Для России проблема государственного долга остается весьма острой. Ее решение во многом может облегчиться при использовании эффективной политики управления государственным долгом.
В чем состоит проблема управления государственным долгом?
Жизнь страны, обремененная внутренним и внешним долгом, требует грамотной стратегии и умелого использования кредитных ресурсов, т.е. эффективного управления госдолгом. Это управление включает следующие меры:
1) недопущение долговой ловушки;
2) эффективное использование средств заимствования, т.е. направление их в проекты, которые в отведенный срок позволят обеспечить доходы, превышающие сам долг и проценты по нему;
3) поиск средств для выплаты долга;
4) нейтрализация негативных последствий государственного долга.
Как погасить обязательства по государственному долгу при недостаточности доходов от его размещения?
Решение проблемы возможно при выборе следующих альтернативных вариантов:
а) отказ от долга или части его;
б) использование новых заимствований для выплаты прежних долгов;
в) пролонгирование долга;
г) его конверсия в долгосрочные иностранные инвестиции;
д) продажа с уценкой безнадежных долгов стран, которым ранее был предоставлен кредит.
В России использовалась особая финансовая политика, направленная на формирование бюджетного излишка (профицита). Профицит, построенный на сдерживании государственных расходов, сокращал Совокупный спрос, что сдерживало экономический рост. При растущей экономике от профицита можно отказаться, так как темпы роста обеспечат прирост налоговых поступлений, а значит, и источники погашения государственного долга.