Часть денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов, представляет собой финансовые отношения. Они многообразны, поскольку каждый из участников рынка вносит свой особый вклад в образование денежных фондов и претендует на соблюдение именно своих интересов. Однако реализация интересов одного субъекта рынка затрагивает денежные интересы множества других людей. Подобного рода хозяйственные связи покоятся на взаимозависимости и субординации. Взаимозависимость различных сторон финансовых отношений образует финансовую систему.

В финансовой системе выделяют ее ведущий блок — государственные финансы, через них перераспределяется значительная часть ВВП. В государственных финансах ведущую роль играет государственный бюджет. Региональные власти могут иметь свои бюджеты — бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Особое финансовое звено образуют специальные правительственные внебюджетные фонды (фонды государственного социального страхования и различные целевые фонды).

В чем состоит суть государственного бюджета и политики, которой подчиняется его формирование и использование?

Государственный бюджет — годовой план доходов государства и его расходов. Сбалансированный государственный бюджет предполагает соответствие, равенство его доходов и расходов и отвечает требованиям жить по средствам. Доходная часть государственного бюджета формируется в основном за счет налоговых поступлений и различного рода доходов государства, в том числе прибыли государственных предприятий. В рыночной экономике основной статьей доходов является подоходный налог с населения (до 80%). Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание, обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры. Структура расходных частей бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.

Как расходная, так и доходная части бюджета используются государством для финансирования условий, обеспечивающих наилучшее развитие своей страны. Долговременная стратегия финансирования экономического роста реализуется в особой политике, получившей название бюджетно-налоговой (фискальной). Фискальная политика может быть как стимулирующей, так и сдерживающей. Стимулирующая применяется, когда страна нуждается в экономическом подъеме. В этом случае рост ВВП может подстегиваться увеличением государственных расходов и сокращением налогов. Но в условиях экономического бума государство пытается сдержать нарастание диспропорций и проводит уже сдерживающую бюджетно-налоговую политику, при которой государственные расходы обычно сокращаются, а налоги могут и возрасти.

Какие функции выполняют государственные финансы?

Их три: контрольная, мобилизационная и распределительная.

Контрольная функция проявляется лишь в той части, в какой хозяйствующие субъекты используют государственные средства и платят налоги. Мобилизационная обеспечивает поступление средств для государственных нужд. Распределительная функция связана с перемещением доходов от непосредственных производителей в иные сферы хозяйства и между различными группами населения.