Налогово-бюджетная (фискальная) политика строится на базе использования двух экономических регуляторов: налогов и госудатвенных расходов. Они могут использоваться в различных сочетиях, по-разному воздействуя на экономический рост, занятость и инфляцию. Оба рычага связаны между собой. Между ними имтся прямая и обратная зависимости. Государственные расходы зисят от объема собранных налогов. В свою очередь, разумное иользование государственных расходов может дать толчок проиодству и соответственно обеспечить рост налоговых поступлений.

Что показывает мультипликатор государственных расходов и как он определяется?

Мультипликатор государственных расходов (Mg) показывает степень возрастания ВВП (Y) в результате совершенных госудатвенных закупок (G).

Mg= Y: G.

Государственные закупки ведут к увеличению доходов у тех субъектов, кто продал госудатву свою продукцию или услуги. Полученные продавцами деньги (доходы) увеличивают совокупный спрос и расширяют емкость рынка. Появляется возможность новых частных покупок, в рультате которых получают доходы уже другие продавцы. За счет этих доходов вкладываются инвестиции и расширяется объем потребления. В результате образуется позитивный множительный эффект.

В результате этого эффекта прирост ВВП оказывается большим по сравнению с государственными расходами, которые дали ему толчок. Этот мультипликатор получил название простого мультипликатора Кейнса. Его величина обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению (MPS).

Mg = 1: MPS.

Он отражает ситуацию, при которой мультипликативный эффект оказывается большим, если меньшая часть дохода оседает в сбежениях.

Что показывает налоговый мультипликатор и как он определяется?

Налоговый мультипликатор (Mi) показывает степень измений в экономике, вызванных увеличением или уменьшением ногов. Динамика налогов и ВВП происходит в противоположных направлениях.

При росте налогов сокращается потребление. Продавцы, имея меньший объем доходов, в свою очередь, сокращают свой спрос, лишая возможности других продавцов увеличить свои доходы и т.д. Таким образом, рост налогов создает множительный эект сжатия ВВП. Однако выросшие налоги уменьшают не толо совокупное потребление, поэтому отрицательный мультиплативный эффект дает только та часть прироста дохода, которая тратилась бы на потребление.

Почему дискреционная налогово-бюджетная (фискальная) политика дополняется использованием встроенных стабилизаторов экономики?

Дискреционная фискальная политика действует в течение опреленного срока и в рамках решений правительства относительно изменения величин государственных расходов и налогов. Такая политика обычно дополняется непрерывной или недискрециоой политикой, работающей на основе «встроенных» (автоматеских) стабилизаторов. Они позволяют снизить амплитуду циических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к специальным правительственным указаниям.

В качестве таких стабилизаторов обычно выступает прогреивная шкала налогообложения, система государственных транертов (в том числе страхование по безработице), индексация заботной платы и др. Во время подъема доходы растут и приванные к ним налоговые ставки возрастают, что ведет к приросту налоговых поступлений и сдерживает скорость темпов роста экомики, оберегая ее от так называемого перегрева (росту диспропорций). Во время спада доходы падают, они попадают в группу более низких ставок налогообложения. Тяжесть налогообложения снижается, что предотвращает нарастание спада.