Налогово-бюджетная (фискальная) политика строится на базе использования двух экономических регуляторов: налогов и государственных расходов. Они могут использоваться в различных сочетаниях, по-разному воздействуя на экономический рост, занятость и инфляцию. Оба рычага связаны между собой. Между ними имеется прямая и обратная зависимости. Государственные расходы зависят от объема собранных налогов. В свою очередь, разумное использование государственных расходов может дать толчок производству и соответственно обеспечить рост налоговых поступлений.

Что показывает мультипликатор государственных расходов и как он определяется?

Мультипликатор государственных расходов (Mg) показывает степень возрастания ВВП (Y) в результате совершенных государственных закупок (G).

Mg= Y: G.

Государственные закупки ведут к увеличению доходов у тех субъектов, кто продал государству свою продукцию или услуги. Полученные продавцами деньги (доходы) увеличивают совокупный спрос и расширяют емкость рынка. Появляется возможность новых частных покупок, в результате которых получают доходы уже другие продавцы. За счет этих доходов вкладываются инвестиции и расширяется объем потребления. В результате образуется позитивный множительный эффект.

В результате этого эффекта прирост ВВП оказывается большим по сравнению с государственными расходами, которые дали ему толчок. Этот мультипликатор получил название простого мультипликатора Кейнса. Его величина обратно пропорциональна предельной склонности к сбережению (MPS).

Mg = 1: MPS.

Он отражает ситуацию, при которой мультипликативный эффект оказывается большим, если меньшая часть дохода оседает в сбережениях.

Что показывает налоговый мультипликатор и как он определяется?

Налоговый мультипликатор (Mi) показывает степень изменений в экономике, вызванных увеличением или уменьшением налогов. Динамика налогов и ВВП происходит в противоположных направлениях.

При росте налогов сокращается потребление. Продавцы, имея меньший объем доходов, в свою очередь, сокращают свой спрос, лишая возможности других продавцов увеличить свои доходы и т.д. Таким образом, рост налогов создает множительный эффект сжатия ВВП. Однако выросшие налоги уменьшают не только совокупное потребление, поэтому отрицательный мультипликативный эффект дает только та часть прироста дохода, которая тратилась бы на потребление.

Почему дискреционная налогово-бюджетная (фискальная) политика дополняется использованием встроенных стабилизаторов экономики?

Дискреционная фискальная политика действует в течение определенного срока и в рамках решений правительства относительно изменения величин государственных расходов и налогов. Такая политика обычно дополняется непрерывной или недискреционной политикой, работающей на основе «встроенных» (автоматических) стабилизаторов. Они позволяют снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к специальным правительственным указаниям.

В качестве таких стабилизаторов обычно выступает прогрессивная шкала налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице), индексация заработной платы и др. Во время подъема доходы растут и привязанные к ним налоговые ставки возрастают, что ведет к приросту налоговых поступлений и сдерживает скорость темпов роста экономики, оберегая ее от так называемого перегрева (росту диспропорций). Во время спада доходы падают, они попадают в группу более низких ставок налогообложения. Тяжесть налогообложения снижается, что предотвращает нарастание спада.