Одной из форм организации денежно-кредитной политики является таргетирование инфляции, которое рассматривается как один из способов борьбы с инфляцией. Таргетирование — установление центральным банком количественно определенных целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении и кредита.
Инфляционное таргетирование не сводится к простому установлению количественных параметров инфляции на определенный срок. Оно требует системы мер, включающих:
- публичное провозглашение плановых показателей инфляции;
- заключение ценовых соглашений для обеспечения ценовой стабильности;
- стратегию, опирающуюся на новые формы и обладающую большей гибкостью и толерантностью по отношению к способам достижения конечной цели;
- оповещение общественности и рынков о целях и планах регулирующих органов; повышение ответственности регулирующих органов за достижение плановых показателей.
Условиями перевода денежно-кредитной политики в режим таргетирования инфляции являются: способность центрального банка проводить независимую денежную политику и предоставление ему свободы в выборе инструментов при достижении установленных плановых темпов инфляции, возможность у управляющих органов моделировать и предсказывать инфляцию, оценивать временные лаги денежно-кредитной политики.
Каковы особенности антиинфляционной политики в России?
Денежно-кредитная политика в начале переходного периода характеризовалась противоречивыми тенденциями. Происходившее в 1992 г. наращивание денежной массы было вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Номинальный рост денежного предложения в этот период был предопределен режимом предреформленных лет, приведшим к резкому повышению уровня цен в конце 1991 — начале 1992 гг. Кризис неплатежей в первые годы реформ в нашей стране также выступал фактором наращивания номинального предложения денежной массы.
Немалую роль в наращивании денежной массы в этот период сыграли субъективные причины — распределение политических сил. Поэтому, даже оставаясь в рамках курса на финансовую стабилизацию, невозможно было сразу отказаться от денежной эмиссии.
Особенностью антиинфляционной политики в России явилось то, что впервые в мировой практике для сдерживания темпа инфляции была применена дефляционная политика в условиях продолжавшегося в течение 10 лет экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий и пособий. В индустриально развитых странах дефляция применяется в условиях «перегрева» экономики, и ее крайней мерой является блокирование роста заработной платы, но выплата ее не задерживается.
Одной из причин рассмотренной выше антиинфляционной политики стало возведение в ранг официальной догмы монетаристской концепции инфляции. Но, как свидетельствует мировой опыт, нельзя ограничиваться мерами воздействия лишь на монетарные факторы инфляции путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские методы борьбы с инфляцией не учитывают ее многофакторность, подрывают основы национальной экономики России. Августовский кризис 1998 г. показал несостоятельность монетаристских методов борьбы с инфляцией в нашей стране.
Для сдерживания инфляции в России требуется комплексная антиинфляционная политика, целью которой должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности. Поэтому первоочередной антиинфляционной мерой является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах. Также следует закрепить наметившиеся в 1999 г. позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение доходов госбюджета, повышение собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение российской экономики. Необходимо тратить непроизводственные расходы на управление.
Специфическим для России направлением антиинфляционной политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, нормализация денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности предприятий друг другу и бюджету.
Не менее важно совершенствовать структуру денежной массы.
Низкая насыщенность ВВП рублевой массой стимулировала выпуск денежных суррогатов, обслуживающих хозяйственный оборот.
Важное место в антиинфляционной политике Российского правительства принадлежит регулированию скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.
Составляющей стратегии подъема национальной экономики, а следовательно, и направлением антиинфляционной политики является санация и реструктуризация банковской системы. В 2000 г. в целом завершен первый этап реструктуризации банковской системы. Перспективы развития банковской системы во многом зависят от ее рекапитализации, которая в настоящее время протекает медленно; от эффективности банковского надзора и контроля, для которого требуются квалифицированные кадры и полная компьютеризация банковской отчетности.
На инфляционный процесс влияет и состояние фондового рынка, который требует совершенствования.
Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной стратегии и стратегии внешних заимствований. Концепция валютной стратегии должна учитывать отношение России к основополагающим принципам валютной мировой системы, к региональным валютным системам, к Экономическому и Валютному Союзу.
Для восстановления доверия к рублю следует упрочить политическую стабильность в стране, преодолеть кризис государственности.